Каждый год трансляцию награждения за заслуги в области кинематографа смотрит один миллиард человек. Ну а платья и невероятные украшения знаменитых актрис, позирующих фотографам на красной дорожке у театра «Долби» в Лос-Анджелесе, обсуждают не меньше самих победителей.
Негласную традицию торжественного дресс-кода ввела актриса Джанет Гейнор в 1929 году на первой церемонии. Она выбрала элегантное бархатное черное платье с рукавами-фонариками. В ту ночь Гейнор стала первой обладательницей «Оскара» за блистательную игру в трех картинах: «Седьмое небо» (1927), «Рассвет: песня двух человек» (1927) и «Уличный ангел» (1928).
В начале 1930-х на церемонию надевали скромные наряды с длинными рукавами и узкой горловиной. В качестве примера хорошего вкуса можно привести Хелен Хейз: в 1931 году она пришла в черной юбке с топом, бретель которого украсила шикарной брошью. Хелен нарушила дресс-код, но сделала это красиво. Сдержанные наряды были в моде до 1933-го, когда организаторы премии изменили правила, и из-за этого церемонию отменили. Год спустя большинство актрис решили отпраздновать возвращение главной кинонаграды, придя в роскошных ювелирных украшениях. Кто-то, как Мэри Пикфорд и Норма Ширер, добавили к образу бриллиантовые браслеты, а кто-то отдал предпочтение жемчугу и шляпам, отороченным мехом.
В 1940-х наряды, расшитые блестками, стали классикой. Именно это десятилетие называют «Золотым веком Голливуда». В те годы платья с V-образным вырезом были на пике популярности. Безусловно, Вторая мировая война не могла не отразиться на дресс-коде «Оскара». С 1942-й по 1945-й актрисы преимущественно выбирали наряды черного цвета. Тогда же в моду вошло кружево. Джинджер Роджерс в 1940-м появилась в платье телесного оттенка с кружевными вставками, а Джейн Фонтейн на 14-ю церемонию в 1942 году надела черный наряд с кружевной накидкой – образ получился поистине трагичным.
В послевоенные годы главным цветом на церемонии стал зеленый: считалось, что он приносит удачу. Следуя французской моде и влиянию коллекций Кристиана Диора, актрисы выбирали платья с акцентом на талии и пышными юбками. Одри Хепберн носила наряды своего друга, французского кутюрье Юбера де Живанши, а Грейс Келли надела на церемонию в 1955 году атласное платье, созданное дизайнером Эдит Хэд, дополнив его белыми перчатками. Тогда же лучшими друзьями знаменитостей стали украшения с бриллиантами: они определили роскошь десятилетия.
В 60-х и 70-х рост феминистических настроений был очевиден. Победительницы церемонии Барбара Стрейзанд (1969) и Джейн Фонда (1972) отказались от платьев и пришли на церемонию в брючных костюмах. Позже, в конце 70-х и начале 80-х, их примеру последовали Дайан Китон и Мерил Стрип.
В 90-е декольте стали более глубокими, а платья – обтягивающими. Вайнона Райдер в черном наряде без бретелей, Синди Кроуфорд в бандажном платье Hervé Léger и Элизабет Херли в белоснежном платье Versace, расшитом кристаллами, Хелен Хант в голубом шелковом платье Gucci авторства Тома Форда – яркие примеры смелых образов того времени. Но в те годы было немало и провальных нарядов. В 1999-м мнения разделились на «за» и «против» розового платья Ralph Lauren, в котором появилась на церемонии Гвинет Пэлтроу: в суперженственном наряде актриса выглядела неудачно.
Сейчас актрисы все больше отдают предпочтение нарядам без бретелей и на одно плечо, а цветовая палитра заметно посветлела. Героини больших экранов стали чаще выбирать белый цвет и пастельные оттенки. Кейт Бланшетт в Givenchy Haute Couture, Энн Хэтэуэй в Armani Privé и Дженнифер Лоуренс в Dior Haute Couture выглядели просто безупречно.
Новая эпоха в выборе нарядов для красной дорожки наступила в 2018-м. В этом году на церемонию «Золотой глобус» все актрисы пришли в черном, таким элегантным образом высказав протест против сексуальных домогательств, скандал вокруг которых в Голливуде разгорелся с особой силой. Кто знает, возможно, в будущем красная дорожка «Оскара» послужит мощным оружием в решении социальных проблем. Ведь совместное заявление сотен знаменитостей звучит сильнее отдельных высказываний. И иногда черное платье – это гораздо больше, чем просто черное платье.