От США до ОАЭ: где будут учиться из-за войны дети Екатерины Кухар, Елены Бурбы и других светских родителей
1 сентября начнется очередной учебный год, на который, конечно, не могло не повлиять полномасштабное вторжение РФ в Украину. Министр МОН Сергей Шкарлет заявил, что по состоянию на 25 августа 2022 года 59% учреждений общего среднего образования имеют защитные сооружения. Наличие надежных укрытий для школьников – главный аргумент для того, чтобы школы начали работать в автономном режиме. В других учебных заведениях обучение будет проходить в онлайн-формате или в смешанной форме. В зонах боевых действий конечно, исключительно дистанционно. Право выбора формы обучения будет зависеть от родителей, а прежде всего – от матерей, ведь многие из них все месяцы войны занимаются детьми одни.
Некоторые родители даже несмотря на наличие укрытия в школе не готовы подвергать психику и безопасность ребенка риску, и при возможности рассматривают варианты обучения за рубежом. За пределами Украины сейчас находится более 640 тысяч детей школьного возраста, по информации МОН состоянием на конец августа.
Мы пообщались с некоторыми светскими мамами, которые уже присмотрели для своих чад зарубежное учебное заведение во время войны в Украине. В какой стране, по каким критериям они выбирали школу, в чем ее особенности и предоставляют ли там какие-то «поблажки» украинским школьникам при поступлении – своим опытом и практическими советами с INSIDER.UA поделились прима-балерина Екатерина Кухар, дизайнеры Елена Бурба и Iva Nerolli, актриса Дарья Трегубова и бизнесвумен Катя Любчик.
США
Екатерина Кухар
прима-балерина Национального академического театра оперы и балета, народная артистка Украины, руководитель KSBC
Это одни из самых сложных дней и месяцев моей жизни. Переживаю их довольно сложно, как и вся Украина и все наши люди, дышащие и живущие в унисон. Что мне помогает сохранять стойкость? Дети, семья, вера в нашу страну, наших людей, ведь каждый на своем месте делает очень много. Война отняла у нас мир, покой и возможность строить планы на будущее. Но она у нас не может отнять моральную ответственность перед будущим поколением украинцев. Мы все должны работать на пользу победы и будущего Украины.
У нас есть дети, потерявшие свое жилье, и им некуда возвращаться, так родилась идея создать летний балетный лагерь.
Как бы странно это ни прозвучало: помогая другим, я чувствую, что нужна и что приношу пользу. Это для меня лучшее лекарство. Вот совсем недавно я была счастлива видеть концерт своих балетных детей из KSBC (ред. – Киевский государственный профессиональный хореографический колледж) в рамках Bratislava ballet camp. Именно в Словакии летом нам удалось приютить наших учеников в оздоровительно-воспитательном лагере, предназначенном для временного пребывания наших студентов, для их профессионального роста.
А началось все с того, что дети и их родители озвучивали свои проблемы. У нас есть дети, потерявшие свое жилье, и им некуда возвращаться, так родилась идея создать летний балетный лагерь. Когда мы только начинали говорить о таком проекте – до сих пор такого в украинском балете никогда не делали, – многим казалось, что это невозможно. Я и моя команда KSBC поставили это за цель и просто делали все, что в наших силах, несмотря на невероятные бюрократические сложности, мы работали и искали выход.
Если ты действительно к чему-то стремишься, на твоем пути появятся люди, которые протянут руку помощи. Так я связалась со своим одноклассником, который работает в Словакии, и начались письма в министерства Словакии и Украины, общие планы и договоренности. Я поражена словакам и их открытым сердцам. Именно люди, которые тебя поддерживают, дети, ради которых все делается, и их достижения помогают держать равновесие и устойчивость, стимулируют не останавливаться и идти дальше.
Выбор зарубежной школы – это самый болезненный и актуальный вопрос. Пока я занимаюсь подготовкой к учебному году не только своих родных детей Тимура и Насти, но и балетных детей из KSBC.
Когда началась война, наши дети были в Украине без нас…
Касательно моих собственных детей. Сейчас так сложилась ситуация, что нас приютили близкие друзья в США, куда мы прилетели на благотворительные спектакли. Туда мы с собой привезли детей. Надо отдать им должное, они с пониманием отнеслись к нашему графику. Начнем с того, что, когда началась война, Тимур и Настя были в Украине без нас…
Когда мы их вывезли из Украины, у нас начались благотворительные спектакли по Европе, и они с пониманием нас ждали. Сразу затем мы отправились в США, где снова начались выступления, на которых собирались средства на помощь Украине. После спектаклей в Штатах мы отправились в Латинскую Америку… В течение месяца дети оставались с нашими друзьями. Настя с пониманием отнеслась к таким переменам, как мудрая девочка, она сказала: «Я создам календарик и благодаря ему буду приближать ваше возвращение». Тимур же начал бунтовать, перестал с нами разговаривать и даже с негодованием сообщил: «Когда вернетесь, тогда и поговорим».
Только с середины июля мы с мужем смогли физически находиться рядом с детьми и заняться вопросами их образования. Несмотря на это, мои дети очень ревнуют меня к ученикам, ведь постоянно видят, как я занимаюсь решением разного рода вопросов балетных детей из колледжа. Ради безопасности мы пока оставляем Тимура и Настю в США. Они идут в школу по месту жительства, таковы правила в Штатах. Детей приняли в учебное заведение благодаря нашим друзьям, они помогали оформить все документы.
Ради безопасности мы пока оставляем Тимура и Настю в США. Они идут в школу по месту жительства.
Настя пойдет в elementary school (младшая школа), а Тимур – в middle school (средняя школа до 9 класса). Младшая и средняя школы в США – бесплатные, нам очень повезло. А вот high school – старшая школа, начиная с 10 класса, а также университеты и колледжи уже за большие средства. Конечно, для детей сейчас период адаптации и стресса. Это, по меньшей мере, серьезный языковой барьер. У Тимура уже была некая база, Настя владела только начальным уровнем английского. Я надеюсь, что они быстро адаптируются.
Насчет моих балетных детей из KSBC. Самое главное – безопасность, поэтому мы ведем переговоры с Министерством культуры Словакии, имея в планах временно наладить учебный процесс там. Балетные дети – особенные, они не могут получать знания по специализации онлайн, и танцевать они должны в тепле, иначе могут быть серьезные травмы. Чтобы сохранить украинский балет и самих детей, мы нашли выход, за что благодарны за помощь министрам культуры Украины и Словакии. Конечно, вместе с тем, у нас появляется еще больше вопросов по поводу финансирования, но на примере летнего балетного лагеря я уже вижу, что все можно решить. Bratislava ballet camp для детей был абсолютно бесплатным, часть вопросов взяли на себя словаки, вопросы по поводу питания – меценаты. А результат – дети счастливы.
Что касается разницы между зарубежной и украинской школой, пока затрудняюсь ответить на этот вопрос, все нюансы станут понятны после 1 сентября. Единственное, что очень удобно, школа закреплена по месту жительства. Утром у дома ребенка забирает школьный автобус, после школы – привозит обратно, все это очень облегчает жизнь родителям. Также знаю, что в американских школах есть бесплатные кружки, которые ребенок выбирает сам: рисование, пение, айкидо, футбол и т.д.
Однако хочу отметить: в течение войны мы побывали в благотворительных турах и на гала-концертах во многих странах, таких как Франция, Швейцария, Норвегия, то по сравнению с ними Латинская Америка и США – одни из немногих государств, которые почти не оказывают поддержки временным переселенцам. Напротив, если кто-то из американцев хочет помочь своим друзьям, родственникам, они на государственном уровне берут на себя полную ответственность и обязательства по финансовому обеспечению.
Вопрос о проживании человек решает сам, он едет к спонсору. Некоторым людям могут подтвердить медицинскую страховку, но далеко не всем. К примеру, нашим знакомым, приехавшим в США с не совсем здоровым ребенком, отказали в медицинском страховании. Но недавно появилась программа You for you, благодаря которой начали предоставлять минимальный пакет на питание для беженцев.
Я даже больше скажу: сейчас украинским детям изменили условия въезда: они не могут въехать в США без сопровождения взрослого, только с 18 лет. Это я могу сказать по своим студентам, которых я пыталась сюда привезти на обучение и повышение квалификации.
Условия поступления украинских детей в американскую школу оказались несложными. Надо заполнить всю документацию, конечно, должен быть в наличии аттестат с оценками успеваемости. Обязательный пункт – вакцинация, там специальный список из примерно 12 наименований. Без прививок, скорее всего, в школу не примут.
Уровень знаний руководство учреждения проверяет через тестовые задания, после чего направляет в конкретный класс в соответствии с уровнем знаний ребенка. Нагрузка на детей в начальной и средней школах не высокая. Поэтому говорят, что после такого расслабленного обучения, когда дети попадают уже в high school, у многих из них начинаются проблемы оттого, что там преподаватели требуют от них немалого кейса знаний. Относительно системы образования в Европе. Например, у моих студентов из KSBC, которые пошли учиться на первый курс – это наш 10 класс, – в заведения Цюриха, нет такого предмета как математика. Там считают, что он просто не нужен. Если же понадобится, учащиеся будут брать индивидуальные занятия.
Елена Бурба
дизайнер
С 24 февраля моя жизнь, как и жизнь всех украинцев, изменилась кардинально. Тревога, отчаяние, гнев и уныние заполонили мою душу, но, несмотря на это, в моем сердце всегда оставалась надежда и вера. Наверное, с материнством дается некая особая сила, которая и помогает мне в течение всего этого времени. Знаю, что добро победит зло, а любовь исцелит раны. Сейчас как никогда я чувствую себя украинкой и очень горжусь своей страной.
Переезд в другую страну – это стресс. Дети сталкиваются с большим количеством новой информации, новых условий и занятий. Мы живем в Калифорнии, а в Америке все государственные школы «привязаны» к месту жительства. Именно поэтому мы не просто выбирали жилье, а, прежде всего, школу с высоким рейтингом. Для меня это было сложное испытание, поскольку старший сын идет в седьмой класс, это уже средняя школа, а младшие дети – еще в начальной, что значит две разных школы.
Я выбрала город Ирвайн рядом с Лос-Анджелесом, он входит в пятерку городов США по показателю лучших школ.
Для того, чтобы попасть в американскую государственную школу, нужно проживать по адресу, к которому он относится. Поэтому я выбрала город Ирвайн рядом с Лос-Анджелесом, он входит в пятерку городов США по показателю лучших школ. Мы заполнили анкету на 10 страниц, прикрепили квитанции коммунальных платежей, паспорта, карты вакцинации. Начиная с марта дети ежедневно занимаются с тьютором английским. На данный момент язык – первоочередная задача для детей.
В прошлом году в Украине дети заканчивали разные учебные заведения. Никита учился в частной французской гимназии, где обучение стоило 700 евро в месяц, а Ника и Максим – в государственной, где обучение было бесплатным. Государственные школы в США – бесплатные, однако дополнительные факультативы и питание оплачиваются отдельно. Одним из главных отличий между зарубежной и украинской школами является выбор предметов именно в средней школе. Здесь, в Штатах, есть как основные предметы, так и дополнительные, и каждый ученик должен выбрать еще четыре предмета в семестр в дополнение к основным.
К сожалению, в США нет «поблажек» для украинских детей в образовательном процессе, но все относятся к ним с пониманием. К тому же, здесь находится достаточное количество эмигрантов из Украины, которые делятся собственным опытом по разным вопросам. Надеюсь, дети быстро адаптируются в школе и найдут друзей!
Австрия
Катя Любчик
бизнесвумен, ресторатор
К моему большому сожалению, муж на данном этапе жизни физически не присутствует в жизни детей, только в телефонном режиме. Разумеется, это совсем не то. Начало войны стало большим стрессом для всей семьи, но теперь мы полноценно адаптировались к новым реалиям. Пока дети живут в Вене, я приезжаю к ним каждые две недели, живу на две страны. Помню, когда мы только оформляли документы по приезду в Австрию, я была в таком нервном напряжении, что срывалась на детей, могла даже накричать. Потом, конечно, понимала, что это было лишним, но в тот момент было трудно справиться с эмоциями.
За полгода войны мои дети очень повзрослели, особенно старший сын. Во-первых, он теперь самостоятельно ходит в магазин. Во-вторых, научился считать деньги. В-третьих, присматривает за младшим братом. Он очень помогал мне во время переездов из квартиры в квартиру в Вене и физически, и морально. В эти моменты он действительно выступал в роли полноценного мужчины, несмотря на то, что ему всего 7 лет.
Я пока не готова везти детей в Украину. Это даже не столько вопрос безопасности, хотя это тоже, сколько организации учебного процесса. Вот, например, в случае воздушной тревоги детей будут вести в подвал, а все мы знаем, что тревога может длиться несколько часов. Так что родители могут задать себе достаточно логичный вопрос: зачем водить ребенка в школу, если большую часть времени там он может просидеть в подвале? Наши дети остаются в Австрии.
Насчет нового учебного года пожелание моего старшего ребенка было одно: учиться со своими одноклассниками в украинской школе, а не идти в иностранную. Но поскольку желание сына на данном этапе неосуществимо, мы с ним договорились, что он начнет учиться в немецкой школе в Австрии и параллельно будет продолжать учиться онлайн в украинской школе, куда вернется при первой же возможности.
За время жизни в Вене Яромир сменил уже три школы, но идеальной для себя мы пока не нашли.
Как только мы поселились в Вене, я написала письмо в муниципалитет с просьбой предоставить школу для сына. Нам ее предоставили, дорога туда занимала 20 минут. Но я поняла, что хочу, чтобы Яромир учился рядом с нашим домом и ходил на учебу пешком. Мы переехали в другой район, где нашли лучшее жилье и школу, как раз рядом с домом. Я не поклонница частных школ. В Киеве сын учился в государственной, поэтому и в Вене мы настроились на такую же, обучение здесь бесплатное. На данном этапе государственной школы вполне достаточно для знаний сына. Все, что необходимо дополнительно – математика, шахматы, письмо, чтение, – улучшается на занятиях с репетитором.
За время жизни в Вене Яромир сменил уже три школы, но идеальной для себя мы пока не нашли. Очень важным аспектом при поступлении в заведение является знание немецкого, поэтому сын начал изучать его заранее, чтобы хоть немного подтянуть свой уровень до сентября. В целом, отсутствие знаний в языке не мешает ребенку спокойно поступить в школу, в которую он хочет. Более важна психологическая готовность к учебному процессу.
У сына немецкий стартовал со значительного сопротивления, на этом фоне у Яромира начались мигрени. И психолог, и невропатолог заверили, что это может быть именно из-за отрицания им ситуации. Сын очень хочет вернуться в Киев, к своим друзьям, в свою комнату, к своим игрушкам. То есть природа этой головной боли – психосоматическая. Тогда мы с ним поговорили: я объяснила ему, что во время войны бывают разные обстоятельства, что мы должны держаться друг друга, и Яромир принял ситуацию…
Для меня очень важно, чтобы школа была в пешей доступности от дома.
На этот учебный год мы уже присмотрели для себя новую школу, расположенную прямо в нашем доме. Руководство пока не подтвердило зачисление сына, но я уже настроилась, что Яромир пойдет именно туда. Для меня очень важно, чтобы школа была в пешей доступности от дома.
В австрийских школах не задают домашние задания, не заставляют ребенка писать каллиграфическим почерком, как, например, в украинских учебных заведениях. Хотя мне кажется, что вырабатывать усидчивость и аккуратный почерк все же необходимо для нейронных связей ребенка, так что мои дети занимаются этим дополнительно. Также для меня было неожиданностью, что многие дети приходят в школу, не умея ни читать, ни писать, не зная математики. Наша задача как родителей в Украине – чтобы ребенок пришел в школу очень подготовленным. В Австрии все наоборот: желательно, чтобы ребенок пришел в школу как чистый лист, и уже в школе ему дадут все необходимые знания, иначе ему будет попросту не интересно.
Обычно уроки в австрийской начальной школе длятся с 8 утра до полудня, после ребенок идет домой. В учебном процессе много времени посвящают дополнительным занятиям: дети ходят в кино, на пляж, в музей, на прогулки, то есть очень много занятий вне стен школы. Относительно инфраструктуры, в местных школах есть все необходимые опции: и бассейн, и языковые факультативы, и различные кружки, и занятия по шахматам и тому подобное. Признаться, Вена стала для меня откровением, здесь столько всего устроено максимально для детей.
В австрийских школах не задают домашние задания, не заставляют ребенка писать каллиграфическим почерком, как, например, в украинских учебных заведениях.
Я считаю, что основной недостаток здешних школ – отсутствие дисциплины. Яромир приходит домой и говорит: «Мама, я так устал от того, что в этой школе беспорядок, вот у нас в Киеве была дисциплина. Дети в австрийских школах просто во время урока могут вставать, ходить, если они так хотят, и учителя все это не запрещают делать. Украинским же детям сложно в этом плане, потому что они уже привыкли к определенной дисциплине».
Весной в Австрии сложилась такая ситуация, что прибыло большое количество украинских детей, школы были переполнены и учителя работали на максимум. Они даже собирали классы из украинских школьников, например, с первого по четвертый класс, и брали туда одного учителя немецкого языка и одного – украинского, который и помогал детям адаптироваться к немецкому. Это, конечно, и есть те самые «поблажки» для украинских учеников. Насколько я знаю, в Австрии не так просто попасть в качественную школу, поэтому австрийские родители едва ли не с рождения записывают своих кровинок в такие учебные заведения. Поэтому то, что украинские дети могут попасть практически в любую австрийскую школу без дополнительных тестирований и усилий, много о чем говорит.
Если уж мы идем в зарубежную школу, то будем учиться здесь до конца учебного года.
Я не уточняла по поводу того, может ли украинский ребенок в любой момент покинуть учебу. Считаю, что это, по меньшей мере, неуважение к учителям, рассчитывающим на то, что школьник будет учиться в течение года. Однако, конечно, у каждого свои обстоятельства, и если родители решат возвращаться в Украину или у них не будет больше возможности оставаться за границей, уверена, что руководство школы пойдет навстречу. Я же решила, что если уж мы идем в зарубежную школу, то будем учиться здесь до конца учебного года.
Польша
Дарья Трегубова
актриса, режисер, продюсер
Конечно, война «вытряхнула» каждого из привычной жизни. Поскольку у нас с дочерью не было четкого плана, мы сначала ездили по всей Европе, и в конце концов осели в Польше. Выбрали эту страну по нескольким причинам. Во-первых, Полина очень хотела здесь жить, потому что в прошлом году она снималась в украинско-польском фильме «Папа», дистрибьютором которого стал Warner Brothers, и как раз выучила польский язык. Во-вторых, здесь у нее есть подружка, с которой она вместе снималась. В-третьих, получилось так, что продюсеры фильма пригласили нас на премьеру киноленты в Варшаву. Здесь и я смогла найти занятость, связанную с украинским посольством в Польше. Так мы и остались.
В Варшаве мы поселились в районе, где расположена частная британская школа. Конечно, я сразу задумалась об обучении дочери здесь. Однако Полина попросила меня отправить ее в общеобразовательную школу, где учится ее польская подружка. Мама этой девочки и договорилась с директором школы, чтобы там приняли мою дочь. В Польше достаточно поддерживают украинских детей в учебном процессе: в некоторых школах они открыли украинские классы, где среди учителей есть наши соотечественники и обучение ведется по-украински. Однако в большинстве школ преподавание для украинцев ведется на польском языке, но там есть и украиноязычные преподаватели, которые помогают детям адаптироваться. Собственно, в такую школу и пошла Полина.
В Польше достаточно поддерживают украинских детей в учебном процессе.
В Украине дочь ходила в четвертый класс, однако здесь для учеников такого возраста учебная программа рассчитана на пятый. Дома Полина училась в школе с углубленным изучением английского языка, и из-за всяческих пробелов в учебе через Covid-19, уровень знаний по языку начал немного падать. Здесь мы столкнулись с несколькими проблемами. Первая – добавление новых предметов, – таких как история и география, которых в украинской программе не было. Вторая – преподавание английского на достаточно высоком уровне.
В Украине и Польше ощутимо отличается система оценивания – она шестибалльная и фиксируется в электронном дневнике.
Также особенность этой школы в том, что если дети чего-то не понимают, болеют, пропускают занятия и так далее, им следует продемонстрировать хотя бы заинтересованность в том, что стало на «стоп». Так, Полина сделала рефераты на польском языке по истории, которая оказалась для нее новой дисциплиной, и учителя повысили ей оценку. Кроме того, в Украине и Польше ощутимо отличается система оценивания, она шестибалльная и фиксируется в электронном дневнике LIBRUS. Именно здесь и учащиеся, и родители в онлайн-режиме постоянно могут отслеживать успеваемость. С помощью такой системы я и мониторила отметки Полины – видела, что ей нужно подтянуть английский или разобраться с основами по новому предмету.
Мы договорились с дочкой: если она улучшит свои оценки, то получит собаку, о которой давно мечтает. Это такой классический «подкуп» детей, который удачно сработал. Несмотря на то, что Полина начала учиться в польской школе с середины апреля, до конца июня (в Польше учебный год длится именно до такого срока) она наверстала все и хорошо справилась с экзаменами.
К тому же, дочь пошла в школьный хор, где стала солисткой и теперь поет на польском. Мне еще нравится, что здесь в учебный процесс всячески привлекают родителей, какими бы занятыми они ни были. Есть даже определенные спортивные дни, когда родители вместе с ребенком должны участвовать в соревнованиях, или праздники, к которым также нужно быть причастными.
Поскольку Полина поступила в польскую школу в разгар учебного года, она не сдавала никаких тестов. Однако в конце обучения учителя проводили оценивание для детей, которые остаются в Польше и с сентября планируют здесь же идти в школу. Его суть – понять уровень владения польским языком. Тех, кто должным образом не сдал тест, оставляют в четвертом классе и они будут заново проходить обучающую программу. Тех, кто справился с тестом, переводят в следующий класс. Полина вошла во вторую категорию учеников и даже получила грамоту за старания.
За обучение дочери в этой общеобразовательной польской школе в течение нескольких месяцев я не платила никаких средств. Кстати, по опыту моих знакомых также знаю, что и в некоторых частных школах, в которых дорогостоящее обучение, для украинских детей сделали «поблажки» и в течение этого учебного года принимали бесплатно. А вот в следующем – таких условий наверняка уже не будет, к сожалению.
Конечно, во время обучения дети могут покинуть учебное заведение в случае возвращения на Родину. Примерно половина детей, с которыми Полина училась в одном классе в польской школе, вернулись в Украину. Мы решили пока оставаться здесь, в безопасности.
Я дала Полине месяц на отдых, она заслужила, и с августа она уже начала активно заниматься с репетитором по английскому. По стечению обстоятельств этой преподавательницей оказалась учительница 155-й школы Киева, в которой училась Полина. Дома мы вместе смотрим фильмы на английском с титрами, вот недавно дочь начала смотреть в оригинале сериал Stranger Things. Это как аудирование, все равно что-то сохраняется на подкорке. По-моему, это достаточно важно, чтобы лексический запас постоянно «приживался».
ОАЭ
Iva Nerolli
дизайнер
Непростое время для украинцев… Многие не понимают настоящее и будущее нашей страны, как жить дальше. Я из тех женщин, которые воспитывают ребенка самостоятельно, я вложила восемь лет своей жизни в собственный дизайнерский проект IVA NEROLLI, строила планы на будущее в Украине. Но 24 февраля все изменилось… Войну мы с дочерью встретили за пределами страны.
Это было трудно вдвойне, потому что все родные люди остались там и мы не могли им ничем помочь. Первые три недели было очень сложно психологически: апатия ко всему, постоянные слезы. В тот момент меня «спасала» моя дочь, поскольку из-за своего возраста еще не осознавала глобальности проблемы и ее последствий, и была для меня лучом позитива. Это помогло мне восстановиться и найти в себе силы идти дальше. А потом – поиск себя по всей Европе и не только. Возможно, я подсознательно убегала от осознания того, что все происходящее – реальность.
Долго теплилась надежда, что война вот-вот закончится и мы вернемся к прежней жизни. Как всегда, 1 сентября пойдем в КМДШ – частную школу в Киеве, где училась дочь. Я очень благодарна коллективу этого учебного заведения за систему образования и адаптацию ребенка к социуму. Благодаря этому Валерии сейчас гораздо легче приспосабливаться к новым условиям образования.
Мой совет всем родителям, которые столкнулись с проблемой выбора учебного заведения за границей: запомните, что первый год будет самым сложным. Требовать высоких баллов от ребенка или платить за дорогостоящее образование, из которого он будет усваивать самостоятельно только 50% – не имеет смысла. Если только вы не будете брать репетитора по каждому предмету, а это – еще одна статья расходов. В этом контексте можно рассматривать государственные школы Европы, особенно в Австрии или Швейцарии.
Дочь зачислили в Hartland International School Dubai – здесь обучение проходит по национальной учебной программе Англии.
Прежде чем выбрать школу для Валерии, я представила ближайшие пять лет нашей жизни и что в результате мы получим от ее образования. У нас в приоритете – поступление в качественный вуз в Великобритании или США, чтобы там получить достойную профессию с возможностью трудоустройства по всему миру. Сейчас дочь имеет все шансы без труда реализовать свои мечты, а я ей в этом помогу.
У большинства частных школ есть договоренности с одним или несколькими университетами об автоматическом зачислении их выпускников. Поэтому я рассматривала частные школы, которые имеют филиалы в разных странах, чтобы для ребенка было не травматично изменить среду образования. Война научила нас готовиться к любым неожиданностям. Мы подавали документы в несколько учебных заведений в Вене и Дубае. В конце концов, дочь зачислили в Hartland International School Dubai – здесь обучение проходит по национальной учебной программе Англии. По британской системе образования Валерия пошла в шестой класс в то время, когда по украинской должна была идти в пятый. Дело в том, что по британской системе подача материала для учащихся как пятого, так и шестого классов практически одинакова.
Эта заграничная школа похожа на киевскую школу Валерии тем, что подход в учебе построен на поисках таланта, развитии творчества и привитии полной свободы выбора. Здесь учат детей даже шитью на машинке (смеется)! Обязательное условие для поступления – базовое знание иностранного языка. Если ребенку не хватает текущего уровня, ему будет предложен поддерживающий курс по английскому. И еще одно важное условие: перевод на английский язык копии личного дела с выпиской аттестата за последний год. Единственная «поблажка» для граждан Украины том, что в некоторые школы ребенка могут зачислить на обучение даже посреди учебного года или даже без очереди на место.