Бизнес во время войны: как Алина Бабешко сохранила команду и продолжила запуск нового бьюти-проекта
Героиней нашей октябрьской диджитал-обложки стала хрупкая 28-летняя харьковчанка Алина Бабешко – основательница семейного бизнеса Professional Care, одной из крупнейших платформ онлайн-ритейла профессиональной косметики. Компания успешно растет уже 8 лет, начавшись с мечты: создать украинский бьюти-ресурс, где каждый может открывать для себя лучшие косметические продукты и учиться системности в уходе за внешностью. Как авторитетный бьюти-инфлюенсер, Алина регулярно делится в соцсетях своими секретами и советами по уходу, получая отклик от фолловеров, а вместе с ним – мотивацию двигаться и развиваться дальше. Даже во время войны.
До российского вторжения наша героиня жила на два города – Харьков и Лондон, но все рабочие процессы компании были закреплены в Харькове, с первого дня войны постоянно подвергающемся обстрелам. Коллектив был вынужден эвакуироваться, перестроиться на новые реалии и формат работы. Запланированный на март 2022 года запуск важного проекта, призванного стать продолжением Professional Care и первым в Украине масштабным бьюти-комьюнити, был отложен. Но вопреки огромному стрессу и финансовым потерям, команда вернулась к реализации этой идеи и проект скоро будет запущен.
В интервью мы поговорили с Алиной о том, как ей удалось в условиях войны не только спасти бизнес, но выйти на новый виток его развития, не отказавшись от больших планов, а также изо дня в день не падать духом и поддерживать свою семью, сотрудников и экономику Украины.
О войне, тревоге о близких и вере в победу
Думаю, полномасштабное вторжение сильно отразилось на каждом украинце. На мою семью и бизнес война повлияла очень сильно, нам пришлось покинуть свой дом в Харькове, как и большинству харьковчан, изменить все наши планы. К сожалению, многие не могут вернуться домой, но есть и те, кто сейчас возвращается. Например, мой отец – он вернулся в Харьков, у него там работа. Каждый его день проходит в стрессе, находиться в городе крайне небезопасно. Также в моей семье есть люди, которые служат на передовой. Что касается моих сотрудников – двое приняли решение оставаться в Харькове, остальные эвакуировались.
В моей семье есть люди, которые служат на передовой.
Сейчас я нахожусь в Лондоне – давно живу на две страны, – и благодарна за возможность быть здесь и продолжать работу над проектом, запуск которого был запланирован на март. Однако мне очень хочется вернуться в Харьков и почувствовать себя дома!
С начала полномасштабного вторжения мы понесли огромные финансовые потери, однако это ничто в сравнении с потерей своего дома. Я всегда была семейным человеком, а сейчас стала ценить близких людей еще больше. Мы привыкли заниматься огромным количеством дел одновременно, не обращая внимание на происходящее вокруг. Теперь же каждый момент жизни – ценнее, а ранее обыденные вещи стали самыми желанными. Не останавливаться, планировать развитие и покорение новых вершин помогает вера в победу!
О «спасении» бизнеса во время войны и сохранении команды
Когда началась война, я находилась во Львове. У нас был очень напряженный февраль, на начало марта мы готовили запуск нового проекта, к которому шли два года, и как раз накануне мы с мамой поехали во Львов, чтобы немного отдохнуть и набраться сил. Конечно, мы следили за новостями, не веря, что подобный ужас возможен в современном мире.
Первые дни и недели вторжения у меня был дикий страх за ребят. Мне было важно, чтобы они выехали из Харькова.
Когда я проснулась, услышав ужасающие новости, единственное, о чем я думала – это мои близкие и сотрудники в Харькове. Первые дни и недели вторжения у меня был дикий страх за ребят. Мне было важно, чтобы они выехали из Харькова. Только когда все оказались в относительной безопасности, я смогла вспомнить о бизнесе и начала думать, что делать дальше. Нас спасло то, что вся работа у нас изначально во многом была выстроена онлайн – это существенно облегчило процесс перехода на аутсорс.
Я очень люблю свою работу, она всегда поддерживает меня психологически, но в первые недели войны я полностью переключилась на людей. Я почти не думала о том, что произошло с нашим магазином и складами, однако была уверена, что это временно и я вернусь к работе, хотя и понятия не имела, как именно, и что мы будем делать дальше. Огромное спасибо нашим клиентам и Инстаграм-подписчикам, которые интересовались, как у нас дела, волновались и поддерживали. Лояльность людей, для которых мы работаем, очень помогает держаться на плаву!
Лояльность людей, для которых мы работаем, очень помогает держаться на плаву!
О релокации бизнеса и рабочих планах на «после войны»
Большинство сотрудников переехали в относительно безопасные регионы Украины. Два человека из команды приняли решение остаться в Харькове. Сейчас бизнес полностью перешел в онлайн. Есть только пара работников, которые, даже переехав в более безопасный регион, привязаны к месту – это наши логисты.
В остальном все наши задачи и внутренняя работа компании, включая бухгалтерию и документооборот, происходят онлайн. У нас и ранее все эти процессы происходили во внутренней программе, поэтому нам было не сложно перестроиться. Сложнее всего было эвакуировать из Харькова уцелевшую продукцию. Наши склады пострадали от обстрелов и ударных волн, мы понесли существенный ущерб. Однако это ничто по сравнению с жизнями людей.
Сложнее всего было эвакуировать из Харькова уцелевшую продукцию. Наши склады пострадали от обстрелов и ударных волн, мы понесли существенный ущерб.
Я очень люблю Харьков, это мой родной город, это место, где я чувствую себя дома. Мы планируем строить бизнес именно здесь. Как только станет известно, что мы победили и в городе безопасно, я сразу же возьму билет и полечу домой. Сейчас это моя самая большая мечта!
Свою жизнь я все так же планирую на две страны, как жила и раньше. Работа моего мужа сосредоточена в Лондоне, а моя деятельность позволяет мне контролировать рабочие процессы дистанционно. Когда началось полномасштабное вторжение, мой муж был в Великобритании. Это было ужасно: понимать, что твой близкий человек от тебя так далеко. Решив жизненно важные дела по эвакуации сотрудников и близких, я тут же отправилась к мужу.
Про вклад в приближение нашей победы
Несмотря на то, что из-за российского вторжения наша компания очень пострадала финансово, мы не переставали и не перестаем помогать ЗСУ и донатить в фонды. Помимо этого, мы ТОВ, исправно платим НДС: официально импортируем и продаем товары, отдавая более 20% налогов государству – все как положено, чисто и прозрачно, чем я очень горжусь. В прошлом году мы вообще перестали работать на ФОП и считаем, что наша компания вносит немалый вклад в экономику Украины. Также все наши сотрудники официально трудоустроены, отчисления с их зарплат идут на военный сбор.
Мы делаем все очень планомерно, правильно и тихо. Это наш гражданский долг.
В условиях военного положения была возможность уйти с НДС на 2%, но мы этого не сделали. Также, несмотря на временный простой весной, мы продолжали полностью выплачивать зарплаты сотрудникам. Мы делаем все очень планомерно, правильно и тихо. Это наш гражданский долг. Мы работаем, и стараемся развиваться настолько, насколько это возможно. Помогать столько, сколько есть ресурса у компании в данный момент.
О подходе к работе Professional Care
Наш будущий проект, старт которого мы были вынуждены отложить, создан для популяризации бьюти-рутины, как особенного ритуала по уходу за собой, положительно влияющего как на физическое состояние волос, кожи и тела, так и на наше ментальное. Во время войны последний аспект стал еще важнее, чем раньше.
Мы хотим создать комьюнити, в котором женщины и мужчины будут делиться своими бьюти-привычками, поддерживать друг друга и просто наслаждаться приятным общением в кругу единомышленников, где бы они ни находились.
Мы тестируем абсолютно все предложения дистрибьюторов.
Что касается представленной на сайте Professional Care продукции: мы тестируем абсолютно все предложения дистрибьюторов. Пробуем, изучаем составы, вплоть до упаковки – только так какой-либо бренд появляется у нас в ассортименте. Смотрим сами, исследуем рынок, прислушиваемся к пожеланиям наших клиентов, оцениваем насколько бренд впишется в наш ассортимент. Очень много принципиальных моментов, которые мы никогда не оставляем без внимания, над этим трудится целая команда.
О «выживании» в высококонкурентной среде и набитых «шишках»
Сфера бьюти очень высококонкурентна, как, на самом деле, и любая другая. Я считаю, чтобы создать сильный бренд и удерживать позиции, очень важны люди и взаимоотношения с ними. Отношения с поставщиками в том числе! За 8 лет работы мы поняли, что адекватная реакция, вопросы и решение разных ситуаций будут способствовать нормальной дальнейшей работе. Отношения с клиентами – мы суперклиентоориентированные, для нас крайне важно, чтобы клиент был доволен.
Чтобы создать сильный бренд и удерживать позиции, очень важны люди и взаимоотношения с ними.
Не менее важны взаимоотношения с сотрудниками. Очень важно найти людей, которые будут идти вперед вместе с тобой. На сегодняшний день я кажусь себе маленьким человечком в окружении людей, по-настоящему заинтересованных в том, чтобы сделать наш проект таким, каким мы его видим. Для меня это самая большая заслуга – иметь рядом с собой сильную команду и делать все возможное для наших клиентов.
Если раньше я полагалась на интуицию, то сейчас так же полагаюсь на людей, которые меня окружают. На команду, на всех, с кем мы работаем. Прислушиваюсь к каждому, потому что меня окружают эксперты в своем деле. У меня есть общее для всех правило внутри компании: выстраивать адекватные отношения, и если какое-то недоразумение или заминка, всегда нужно это проговаривать. Чтобы решить эту проблему и пойти дальше. Для меня важны честные, открытые и правдивые взаимоотношения.
По поводу набитых «шишек». За 8 лет их было набито очень много, но это скорее не «шишки», а опыт. Пройди мы такой путь раньше, запуск проекта или создание нового продукта, конечно, у нас бы сейчас проходило куда быстрее и проще. Но иначе никак.
Раньше я полагалась на интуицию, сейчас так же полагаюсь на людей, которые меня окружают.
Я с 19 лет в бьюти. Времени на обучение было крайне мало. Бизнес запускался в 2014 году – тогда еще без понимания, что мы вырастем в большую компанию. На тот момент я училась в аспирантуре, в будущем видела себя преподавателем уголовного процесса и совершенно не подозревала, что мой интерес к качественным косметическим средствам станет масштабным семейным делом.
На сегодняшний день моя работа – это мое самое большое хобби, я делаю то, что мне по-настоящему нравится. Нравится общаться с людьми, нравится бьюти-индустрия, нравится смотреть на несколько шагов вперёд.
О ключевых бизнес-привычках
Работа в бизнес-среде научила меня определенной выдержке. Я очень эмоциональный человек и даже незначительную ситуацию могу «раскрутить» до немыслимой трагедии. Благодаря предпринимательству, я научилась расставлять задачи по степени их приоритетности, анализировать информацию и мыслить слаженно. Ещё я всегда говорю: когда ты business woman и у тебя горят все дедлайны, а со всех сторон поступают многочисленные вопросы, важно остановиться и спросить себя: «Что я и моя команда можем с этим сделать?»
Когда мы можем как-то повлиять на сложившуюся ситуацию – мы действуем. А если нет, что тоже бывает – когда наши действия просто не принесут никакого результата, – я «отпускаю ситуацию». Зачем тратить свои силы и энергию на то, что от этого не изменится? Для меня это огромная внутренняя трансформация, потому что раньше мне казалось, что вокруг сплошные проблемы.
Главный совет женщинам, мечтающим открыть свой бизнес
Не бойтесь трансформаций и пытайтесь идти в ногу со временем, следить за инновациями в вашей сфере. Досконально понимайте портрет своего клиента: раз вы хотите ему что-то предложить, важно знать, нужно ему это или нет. Представьте, что вы будете делать, как вы будете воплощать свои мечты в жизнь? Потому что мечтать хорошо, но чтобы реализовать проект, нужно идти к нему с полностью открытыми глазами и понимать, для чего и для кого вы его делаете.
Самой себе 8 лет назад я посоветовала бы не нервничать. Не переживать, не принимать все близко к сердцу, хотя по натуре я именно такой человек. Но к рабочим вопросам все же нужно относиться, как к задачам, которые нужно решить.
_____________________________________________________________________
Фото: Vlada Bond