Художник Никита Кадан дебютировал с персональной выставкой в США
Экспозиция Victory over the Sun
Накануне в нью-йоркской галерее François Ghebaly состоялось открытие дебютной выставки украинского художника Никиты Кадана, который работает с темами памяти и истории искусства, раскрывая эпизоды, ранее забытые или намеренно стертые из официального нарратива.
Экспозиция получила название Victory over the Sun. Она является отсылкой к одноименной футуристической опере 1913 года и продолжает концептуальную линию художника.
«Это было нагромождение сильнейших форм авангарда того времени, как русского, так и украинского. Сценограф Казимир Малевич и либретист Алексей Крученых были присвоены россией и сделаны этой империей частью своей официальной истории, но родились в Украине. Малевич родом из Киева, а Крученых – из Херсона», – отмечает художник, вспоминая оригинальное произведение.
По сюжету оперы, главные герои хотят уничтожить разум, распоряжаясь временем и захватывая солнце. Кадан задается вопросом: какую же сегодня победу можно одержать для Украины? Какое «солнце» захватить?
Многие работы в этой экспозиции полны того, что художник называет «эсхатологическим оптимизмом».
«Они об ужасных вещах. В то же время я пытаюсь извлечь из этой катастрофы источник энергии», – комментирует автор.
В рамках экспозиции посетители могут поближе познакомиться с несколькими сериями работ украинского художника. Среди них – «Прыжок тигра». Это реконструкция копий, сделанных восставшими рабочими машиностроительного завода в Горловке в Донбассе во время вооруженного восстания 1905 года. Свое название работа получила от концепции Вальтера Бенджамина – идеи о том, что любая подлинная революция является не только скачком в будущее, но и «прыжком тигра в прошлое».
Следующая – «Выставка», которая состоит из обломков расплавленного стекла, взятых художником из окон сгоревшей школы в Станице Луганской области, временно оккупированной РФ.
Отдельного внимания заслуживает неоновая работа «Частное солнце», имеющая решетчатый дизайн, который широко распространен в постсоциалистической городской среде современной Украины.
В центральной комнате галереи выставлены рисунки углем, которые художник создал в начале российского вторжения. На одном из них изображен черный полиэтиленовый пакет, являющийся «символом обесценивания человеческих жизней во время войны» – тела буквально кладут в мусорные мешки.
Увидеть экспозицию можно до 30 ноября.