Inside the brand: как создаются оригинальные украшения rockah.
В числе поклонниц fashion-украшений rockah. – Tayanna, Анна Ризатдинова, Марина Полканова, Анна Андрес и не только. Дизайнер и основательница марки Роксана Романенко, геммолог и ювелир, специально для рубрики Inside показала творческий процесс изнутри, рассказала о тонкостях создания изделий, а также поделилась мнением о последствиях коронакризиса.
Более 8 лет Роксана Романенко работает в сфере алмазной и ювелирной промышленности. Родилась и выросла она в Украине, но с 2002 года проживает в Швейцарии, коллекционирует антикварные броши и увлекается доисторической археологией. В 2019-ом Роксана реализовала давнюю мечту: создать нестандартный ювелирный проект категории fashion-jewelry, вдохновленный античным миром, с использованием натуральных и качественных материалов в доступной ценовой категории.
С чего начался ваш бренд?
Это было настоящее помешательство на идее создать пару изделий для себя в патине в античном стиле. Я видела патину повсюду, она мне мерещилась везде и всегда. Это была сложная цель: немногие современные ювелиры сталкивались с такой практикой. Чем больше мы слышали «это невозможно», тем интереснее было добиться результата. Сначала каждый дизайнер создаёт что-то на свой вкус, далее уже вопрос мотивации и обстоятельств, пойдёт ли продукция в массы или так и останется «для себя».
Что, по вашему мнению, самое сложное в ювелирном деле?
Люди. Найти правильных профессионалов, которые будут заниматься своим делом. Создать команду, замотивировать, смотреть на долгосрочные перспективы вместе. Я столкнулась с тем, что профессионалы ювелирной индустрии хотят выполнять сиюминутные задачи и совершенно закрыты к экспериментам и новым подходам в работе. Понадобилось время и терпение, чтобы найти «своих» людей. Для меня очень важно, чтобы каждый человек горел своим делом.
Расскажите о нюансах проектирования украшения. Подвергается ли изначальный дизайн изменениям в процессе реализации?
Нюансы заключаются в том, что у нас маленькое и точечное производство, все делается вручную. Многие идеи невозможны в воплощении из-за нехватки промышленного оборудования, то есть во многом мы лимитированы, приходится адаптироваться под наши же возможности.
При создании украшения конструктив и дизайн видоизменяются безостановочно до самого финала. Возникает множество нюансов, которые необходимо учесть: вес изделия, удобство при носке, качество. Честно говоря, дизайн можно улучшать до бесконечности! (улыбается). Важно вовремя остановиться и все-таки утвердить финальный вариант.
Где производят ваши украшения? Сколько человек в команде и легко ли найти профессионалов, которые грамотно работают с металлами, камнями?
Наше производство находится в Киеве, консолидированы все процессы и все необходимое находится в одном месте. На данный момент в команде 10 человек: три профессиональных ювелира, два менеджера, художница-акварелист, художница по керамике, команда PR и, собственно, я. Могу сказать, что у нас уже устоявшийся коллектив из очень разных профессионалов, каждый из которых знает своё дело. За каждым изделием стоят люди и любовь к тому, что они делают.
Сложно найти тех, кто готов делать что-то новое, экспериментировать.
Профессионалов, которые хотят и умеют работать с золотом и бриллиантами очень много. Сложно найти тех, кто готов делать что-то новое, экспериментировать, совместно придумывать методы производства и видеть ещё в этом какой-то творческий рост для себя. Мы столкнулись с массой отказов, так как многие не работали ранее с бронзой или другими нетрадиционными материалами. Здесь больше про творческий вызов, мы искали людей, которым будет интересно расти и развиваться.
У нас самая настоящая ювелирная мастерская, где вы найдёте все для процесса производства, от ювелирной печи до полировочных инструментов. Очень атмосферная, такая «работящая» мастерская. Мы здесь трудимся, строим планы и спорим. Иногда даже ночуем!
Самое сложное в исполнении ваших изделий – это…
Создавать более или менее одинаковый оттенок и эффект патины (оксидо-карбонатная плёнка) на наших изделиях. Патинировать изделия – это ускоренно состаривать их. Абсолютно естественный процесс, только выполненный в мастерской. Сложность заключается еще и в том, чтобы стабилизировать эффект, сделать его постоянным. Каждое изделие дышит своей жизнью, реакция металла не даёт стабильный результат, поэтому мы дорабатываем нашу формулу каждый день. На данный момент хочу сказать, что мы достигли очень хорошего результата, но улучшать можно до бесконечности, чем мы и занимаемся.
Главные факторы, влияющие на стоимость украшений?
На формирование стоимости изделия существенно влияет объем ручной работы. Приведу пример. У нас есть два ключевых изделия: многофункциональные жемчужное ожерелье и браслет, на которые можно надевать/снимать разные подвесы. Купив одно ожерелье или браслет, вы можете докупать разные подвесы и менять их в соответствии с настроением и событием.
Они выполнены как миниатюры старых мастеров или мини-скульптуры. Художник наносит миниатюрный рисунок акварелью на стабилизированный фарфор, или же вручную работает над образом Медузы Горгоны в терракоте, далее ювелир дорабатывает подвесы в металле. Очень кропотливый труд! Каждый такой подвес уникален. Помимо вложенного ручного труда, конечно же, играет роль и стоимость материалов, и около 30% мы закладываем в себестоимость как просчёт упаковки, рекламы, логистики, аренды и прочих затрат.
Ваши прогнозы: как коронакризис отразится на ювелирном бизнесе, на ценах на драгоценности и материалы, на спросе?
Выстоят те ювелирные марки, у которых есть финансовый запас на адаптацию к временной ситуации: вынужденный уход в диджитализацию и амортизация во всех сферах, от складов до производства. Останутся те, кто может себе это позволить и те, кто без больших потерь сможет реагировать на мировые обстоятельства и измеряющийся спрос. Выживут гибкие и финансово застрахованные. Безусловно, будет массовый переход в онлайн-продажи, но кризис закончится и офлайн вернется на прежние позиции. Возможно, изменится концептуально, станет более функциональным и развлекательным, но физическое восприятие и эмоциональную составляющую покупки никак не искоренить, никакими кризисами.
Выживут гибкие и финансово застрахованные.
Конечно, пандемия сильно отразилась на рынке камней, цены упали от 10 до 30%. Проблема заключается в том, что на данном этапе сложно давать прогнозы, так как даже воспользоваться сниженными ценами невозможно, все заблокировано. Рынок заморожен на неопределённое время. Необходимо наблюдать и не поддаваться спекуляциям и панике.
Ваши украшения из бронзы могут со временем менять свой внешний вид. Расскажите, почему это происходит?
В основе нашей марки лежит уникальность каждого изделия. Каждое украшение дышит своей жизнью, имеет много воплощений. Бронза со временем приобретает благородный оттенок, так как взаимодействует с кислородом и кожей. Это природный сплав, который был в почете ещё в античные времена. Так же как и бронза, используемая нами патина со временем приобретает свой характер и может видоизменяться.
С какими материалами любите работать, где их закупаете? Какие критерии выбора жемчуга, например?
Нам нравится использовать органические материалы – жемчуг, коралл, янтарь, натуральные ракушки, дерево. Также много экспериментируем с такими обычными, на первый взгляд, материалами, как зеркало: мы состарили настоящие зеркала и используем их в двух изделиях.
Закупаем материалы, в основном, на ювелирных выставках, там же познакомились с нашими постоянными поставщиками. Стараемся два раза в год выезжать на подобные мероприятия, там приходят идеи и завязываются отличные знакомства.
Поскольку сама являюсь геммологом, я лично отбираю жемчуг. При покупке необходимо обращать внимание на качество поверхности, форму, тон и насыщенность (цвет), подтон (вторичный цвет) и на люстру жемчужин (блеск). Если мы говорим об ожерельях и браслете в нашей линейке, то мне очень важно отобрать идеально сферичный жемчуг с равномерным цветом и поверхностью. Если это крупный барочный жемчуг, то обращаю внимание на причудливость форм, подбираю пары и слежу, чтобы поверхность не была повреждена.
Обязательна ли примерка украшений перед покупкой?
Очень зависит от покупателя. Мы стараемся максимально открыто давать исчерпывающую информацию об изделиях в социальных сетях и на сайте. Прописываем детально материалы, размеры и даже вес. В период пандемии, за невозможностью примерить изделия, клиенты намного больше интересуются детализацией, задают очень много вопросов. Это сильно повлияло на то, как мы продвигаем и будем продвигать свой продукт. Очень полезный опыт.
Конечно, осталась группа клиентов, которые хотят видеть и трогать изделия перед покупкой, мы с уважением относимся к просьбам зарезервировать украшение до стабилизации ситуации. Мне кажется, отношение к покупкам, восприятие украшений – это очень личное. Кто-то импульсивно сразу понимает, что он будет носить то, что видит на фото в соцсетях, кому-то надо примерить и понять, как украшение играет с цветом кожи, например. Все зависит от человека.
Как вы считаете, почему сейчас такой всплеск небольших нишевых ювелирных брендов? И кто победит в борьбе за клиента – массовые марки или небольшие дизайнерские?
Всплеск небольших, дизайнерских ювелирных марок мы наблюдаем давно, как и всплеск количества разных брендов одежды. Глобализация, интернет и коммерция создали спрос. Также появилось множество возможностей для производства и легкого продвижения продукции. Сейчас как раз очень интересное переломное время, где мы увидим, кто отстоит право на существование, а кто больше не будет иметь спроса. Однозначно могу сказать, что исчезнут небольшие марки, которые копируют дизайн, делают реплики, повторяют мировые тренды и предлагают продукт второй руки в нехорошем смысле.
Марки, которые не имеют сильного ДНК, уникального стиля и творческой составляющей, себя изживают.
Марки, которые не имеют сильного ДНК, уникального стиля и творческой составляющей, себя изживают. В борьбе за клиента, все останется, как и было: конгломераты и нишевые бренды вместе и параллельно продолжат своё сосуществование. Выживут и те, и другие, так как спрос есть и будет на разную продукцию. Возможно временное внимание и поддержка локальных марок. Сейчас хорошее время заявить о себе и своей уникальности клиентам, которые рядом с вами и которые никогда о вас не слышали.
Что вы сами носите из украшений каждый день, а что – для особого случая?
Я ношу абсолютно все изделия rockah. Как на каждый день, так и для особых случаев. Люблю все смешать, совместить несовместимое. Экспериментирую с функциональностью: надеваю разные серьги из разных пар. Поэтому у нас можно приобрести как моно, так и пару серёжек. У нас целый ряд многофункциональных изделий со множеством жизней: кулон, который можно носить как серёжку, взаимозаменяемые ожерелья и браслет, в котором можно менять миниатюры и подвесы.
Также я являюсь страстным коллекционером старинных брошей конца XVIII, XIX и начала ХХ века. Много времени провожу на аукционах, выбираю изделия со сложной техникой выполнения, именные и уникальные. В целом, люблю античные украшения и с особым трепетом отношусь к тиарам.