Какой будет мода после войны? Размышляют украинские дизайнеры
Взгляд в будущее
Сегодня мы все ждем и, как можем, приближаем победу Украины и размышляем о будущем. Хотя война и блекаут не остановили наше развитие и жизнь, переломный период переживают все сферы, в том числе и fashion. Мы задались вопросом: какой будет послевоенная мода? За ответами отправились к украинским дизайнерам, которые не опускают руки и продолжают работать, несмотря на военные действия. Своими мыслями поделились Ксения Шнайдер, Юлия Паскаль, Катя Тимошенко, Анна Арутюнова, Дарья Донец и Елена Гуранда, а также рассказали о трансформации своих брендов в это непростое для индустрии время.
Появится много новых имен, будут новые инфлюенсеры и бренды.
Ксения Шнайдер
дизайнер бренда KSENIASCHNAIDER
О трансформации бренда во время войны
Война заставила нас серьезно задуматься: «А нужно ли то, что мы делаем?». Было много вопросов и вызовов — от невозможности работать до нежелания этого делать, нежелания креативить и создавать коллекции. Но мы сумели все преодолеть. Одна часть команды вернулась к работе в Киеве, а другая научилась работать удаленно. Мы приобрели генератор на производство и создали две полноценные коллекции, а также один благотворительный дроп с художницей Дарией Белой, коллаборацию с ЦУМ Киев и общую коллекцию с американским джинсовым лейблом DL1961.
Об изменениях в продажах
Продажи у нас упали. Ситуация начала выравниваться только в конце лета. С начала войны все переключились на худи и другую удобную одежду. Но со временем люди начали позволять себе что-то экстраординарное. У нас большим спросом пользовались яркий пэчворк, широкие джинсы и вязаные платья.
О послевоенной моде
Я думаю, появится много новых имен, будут новые инфлюенсеры и бренды. А многие, кто был очень популярен до войны, потеряют свои позиции.
О будущем KSENIASCHNAIDER
Сейчас [в будущее] смотрю положительно. Мы будем продолжать производить в Украине и продавать по всему миру, делать коллаборации, социальные инициативы и воркшопы.
Мы с командой – неисправимые оптимисты и имеем стойкую позицию: не останавливаться во что бы то ни стало.
Катя Тимошенко
дизайнер бренда Katimo
О трансформации бренда во время войны
Как и всем украинским бизнесам, нам пришлось адаптироваться к новой реальности. Мы возобновили работу магазина, офиса и производства в апреле, и с тех пор увеличили количество рабочих мест почти в 1,5 раза. Из-за войны многие замечательные специалисты остались без работы. Мы принимаем все вызовы, с которыми сталкиваемся. Адаптируемся и продолжаем работать. Наша личная позиция — что бы ни было, не останавливаться. Как сознательный бизнес, мы чувствуем большую ответственность.
Об изменениях в продажах
Когда в апреле мы возобновили работу магазина, к нам сразу стали приходить женщины и покупать платья. Я была шокирована этим! В стране война, каждые несколько часов звучит воздушная тревога, атмосфера в городе очень напряженная, а покупают платья. Я много думала об этом тогда и поняла, что покупка нового платья в такой сложный период – это поиск опоры, это жизнеутверждающее действие, позволяющее почувствовать себя живой. Когда у тебя новое платье, ты можешь быть уверена, что война закончится и все точно будет хорошо.
Покупка нового платья в такой сложный период – это поиск опоры, это жизнеутверждающее действие, позволяющее почувствовать себя живой.
Одна девушка оформила онлайн-заказ с доставкой по Киеву и в комментарии к заказу написала, что она находится сейчас не в Украине и не знает, когда вернется назад. Но теперь она будет жить с мыслью о том, что обязательно вернется домой в Киев, потому что там ее ждет новое желтое платье, о котором она мечтает. И здесь уж точно не идет речи об обычном шопинге. Это гораздо больше, чем покупка новой одежды.
О послевоенной моде
Полагаю, придет время женственности, красивых платьев и каблуков. Украинцы очень предприимчивы. Я вижу много брендов, которые начали выпускать вещи в желто-голубой палитре и с украинской символикой. Это органический процесс, но мне хотелось бы, чтобы наш культурный код транслировался с большей глубиной и вдумчивостью. Думаю, что эта тенденция будет распространяться и в ближайшее время мы увидим множество патриотических коллекций.
О будущем Katimo
Я много рефлексирую на тему того, какие изменения произойдут после нашей победы. И знаю точно, что у нас будет много вдохновения для создания новых проектов и развития нашей страны во всех сферах. Что касается Katimo, то уже сейчас закладываем фундамент для нашего будущего развития здесь, дома. Мы с командой – неисправимые оптимисты и имеем стойкую позицию: не останавливаться во что бы то ни стало.
Юлия Паскаль
дизайнер бренда PASKAL
О трансформации бренда во время войны
Война повлияла на каждого, полностью изменив систему ценностей, разрушив представления о справедливости, человечности и, в целом, нерелевантные исторические конструкты и иллюзии. При этом на фоне этого разочарования была выстроена наша новая крепость воли, смелости, любви и чести.
Мы [команда бренда] столкнулись с такими же проблемами, как и все украинцы. Конечно, есть некоторые специфические вещи, связанные с импортом тканей и экспортом готовой продукции, логистикой. Отсутствие воды, тепла и света — это не существенно в сравнении с тем, с чем сегодня сталкиваются люди в горячих точках и наши воины. Поэтому мы не унываем.
PASKAL со второго дня вторжения шьет для ВСУ, не пропуская при этом создание и тиражирование сезонных коллекций, выпуск дропов и разработку новых продуктов.
Об изменениях в продажах
В Украине стали одеваться круче, выразительнее, практичнее и наряднее. Начал активно работать рынок ресейла, а также, по моим наблюдениям, многие стали носить одежду исключительно от украинских брендов. И эта любовь взаимна. Уровень украинского масс-маркета, небольших нишевых брендов растет в геометрической прогрессии по параметрам качества и дизайна. Однако мне сложно судить объективно о продажах внутри страны, так как в основном мы продолжаем работать с международным рынком.
Многие стали носить одежду исключительно от украинских брендов. И эта любовь взаимна.
О послевоенной моде
Не знаю [какой будет мода после войны]! Но мы точно будем изучать, трансформировать и вплетать национальные коды и традиции в элементы дизайна и ДНК брендов. Война настолько сформировала национальное самосознание, укрепила идентичность, что я уверенна, это станет поворотным моментом и сильным толчком в развитии новой украинской культуры и моды.
О будущем Paskal
Бренд я вижу сильным, смелым, творческим, искренним и успешным. Хочу, чтобы PASKAL остался в мировой истории, как первый большой модный дом, родившийся в Украине.
Мы уже планируем нарядную коллекцию, которую приурочим к нашей победе!
Анна Арутюнова
дизайнер бренда ARUTIUNOVA
О трансформации бренда во время войны
Поначалу было очень сложно, вся команда была разбросана по миру. Пришлось закрыть шоурум в Киеве и остановить все онлайн-продажи. Возвращаться к работе начали лишь через несколько месяцев, ближе к лету. Также в начале полномасштабного вторжения бренд полностью переквалифицировался на пошив термобелья для ТРО и ВСУ.
Об изменениях в продажах
Конечно, продажи сейчас не такие, как до войны, но они есть и это радует! Мы благодарны, что наши клиенты со всех уголков мира поддерживают бренд ARUTIUNOVA. За это время мы заметили, что женщины преимущественно предпочитают комфорт в одежде. Но следует отметить, что и нарядная, женственная стилистика не перестала быть актуальной.
О послевоенной моде
Я считаю, что в Украине самые красивые женщины, и после войны мы будем любить красивую, качественную одежду еще больше. Мы уже планируем нарядную коллекцию, которую приурочим к нашей победе!
О будущем ARUTIUNOVA
У ARUTIUNOVA очень много планов. Мы развиваем наш бренд как в Украине, так и за рубежом. Уверена, нас ждет прекрасное, яркое, модное будущее. Победа скоро!
После войны выйдем со стальными нервами, толстой шкурой и способностью видеть в темноте.
Дарья Донец
дизайнер бренда Darja Donezz
О трансформации бренда во время войны
Война изменила образ жизни каждого из команды нашего бренда. Самая большая сложность сейчас — отсутствие рабочего графика. Все подчинено отключениям электричества и всему, что это за собой тянет. Но мы — оптимисты. Мне кажется, после войны выйдем со стальными нервами, толстой шкурой и способностью видеть в темноте. Любое море будет по колено!
Об изменениях в продажах
Как бы странно это ни звучало, но продаж стало не столько больше, сколько они стали более стабильными. Запросов больше, аудитория больше. Наверное, это наша женская вера: если будет, что надеть — значит будет, куда «выгулять». Я вижу, что покупают у нас, и это не совсем повседневная одежда. Единственное, что могла бы отметить, так это желание утеплиться. Красота и возможность физически прикасаться к ней, смотреть, чувствовать — это как сама жизнь. И пока красота живет, живешь и ты.
О послевоенной моде
В моде ничего не изменится. На нее, так же как и всегда, будут влиять общемировые тенденции. А вот желание носить вещи «своего» производителя точно станет больше.
О будущем Darja Donezz
В перед только с оптимизмом! Иначе какой смысл? Я просто делаю свою работу, вопреки всему. Так было с самого начала и так, видимо, будет и дальше. Конечно, у меня есть картинка в голове, как я вижу, например, наше производство или свою команду. Хочу сделать ее [команду] больше, внести в работу то, на что сейчас, к сожалению, нет возможности. Но я верю, что дальше — лучше!
Сегодня украинская мода играет важную роль: через нее мы можем транслировать миру наши культурные ценности.
Елена Гуранда
дизайнер бренда GURANDA
О трансформации бренда во время войны
У нас произошли кардинальные изменения. После двух месяцев в оккупированном Херсоне нам удалось выехать на западную Украину, в Мукачево. Здесь мы открылись заново и наладили свое производство. В первые месяцы было сложно с поставками тканей и материалов, так как наши основные поставщики полностью прекратили работу и потребовалось время, чтобы найти новых. То же произошло и с сотрудниками. Нужно было собрать команду специалистов нашего уровня. Но несмотря на все трудности, нам удалось наладить все процессы, кроме логистики. Имеют место задержки с зарубежными отправками, что очень влияет на продажи.
Об изменениях в продажах
Война очень повлияла на потребность в нарядной одежде, поменялись приоритеты. В Украине продажи снизились, ведь мы производим коллекции для особых случаев. Впрочем, хотя наши постоянные клиентки разъехались по всему миру, это не препятствует им совершать покупки, но уже в другом количестве и периодичности.
О послевоенной моде
После войны украинская мода станет более «национализированной». Будет больше деталей с вышивкой и орнаментом в любой интерпретации. За нами следит весь мир, поэтому есть вероятность, что наш украинский стиль выйдет на уровень мировой популярности.
О будущем GURANDA
Сейчас самое время для переосмысления всей своей работы и потребностей нашего покупателя. В наших планах – расширить ассортимент и добавить кэжуал-линейку. Нужно помнить, что сегодня украинская мода играет важную роль: через нее мы можем транслировать миру наши культурные ценности.