Культурный код: чем живет поколение зуммеров – ищем ответы в современном украинском кино
Поколение, на которое сегодня нацелен рынок и креативные индустрии
Если верить теории поколений американских исследователей Уильяма Штрауса и Нила Хау, то зуммеры (или как их еще называют «центениалы») — это люди, рожденные с 2001-го по 2016-й год. Сейчас им не больше 21 года. Они молодые, прогрессивные, полны сил и надежд и только начинают свершать свои первые осознанные шаги в мире: получать высшее образование, выходить на работу, заводить серьезные отношения и делать первые крупные покупки за собственный счет. Все это значит, что на данный момент зуммеры являются наиболее интересным поколением для многих компаний и бизнесов, ведь именно их представители в ближайшем будущем будут занимать большенство рабочих мест и потреблять большую часть мировых товаров.
Эту стремительно развивающуюся тенденцию хорошо осознают модные бренды. Bottega Veneta, Balenciaga, Versace, Jacquemus, Gucci и другие марки всячески пытаются понять культуру и интересы центениалов, чтобы найти к ним подход и «подсадить» на свою продукцию. Лучше всего это получается у Balenciaga, который стал самым популярным брендом 2021 года, согласно отчету fashion-платформы Lyst. Такому успеху в том числе поспособствовал переход марки в метавселенную и ее активная диджитализация, что не может не интересовать зуммеров, не выпускающих телефон из рук.
Не отстают от Balenciaga марки Jacquemus и Gucci, тоже оказавшиеся в списке Lyst. Jacquemus, например, привлекает молодое поколение своей открытой и простой коммуникацией с клиентами. Вместо роскошных бутиков бренд открывает экспериментальные pop-up магазины самообслуживания с торговыми автоматами, а официальный Instagram ведет лично дизайнер Симон Порт Жакмюс. В аккаунте он делится не только свежими коллекциями, но и своими путешествиями, проблемами и даже личной жизнью, не скрывая своей ориентации.
Тему сексуальности и гендера часто использует в своих работах креативный директор Gucci Алессандро Микеле. В 2019 году он и режиссер Джейд Джекман выпустили фильм «The Future is Fluid», героями которого стали 13 представителей поколения зуммеров из разных уголков мира. В ленте они рассуждают о различных гендерах.
Толерантность к выбору своей сексуальности — одна из ярких особенностей центениалов. Это хорошо прослеживается в современном украинском кино, которое отличается реалистичностью поднятых проблем, а его героями часто становятся именно представители молодого поколения. Тем интереснее вникать в природу мышления зуммеров именно на фоне украинских реалий.
Так, в сериале о подростках «Первые ласточки» режиссера Валентина Шпакова показано принятие своей сексуальности героем Федей и его близким окружением. Друзья более спокойно принимают нетрадиционную ориентацию Феди, в то время как его отец, представитель старшего поколения, тотально не признает ее.
Еще один пример — персонаж Сеня в фильме «Стоп-Земля» Катерины Горностай, который рассказывает о поисках себя компанией школьных друзей. Сеня открыто заявляет о своей бисексуальности и к этому легко и просто относятся его сверстники, иногда вовсе ничего не замечая.
В фильме «Стоп-Земля» присутствует довольно много аспектов культуры и стиля жизни зуммеров. Это разговоры о серьезных проблемах, которые касаются экологии и ментального здоровья. Подростки заботятся об окружающей среде и обсуждают свои психические расстройства, а важной составляющей их жизни является психотерапия. Это музыка, которую слушают герои. Они выбирают не популярных музыкантов из хит-парадов, а, в первую очередь, обращают внимание на смысловое наполнение композиций. Это одежда, которая является для молодых людей чем-то гораздо большим, чем просто способ хорошо выглядеть. Приверженность к определенному стилю отчетливо видна на примере героини Яны. Девушка использует моду в качестве способа самовыражения и индентификации.
Это также социальные сети, которые есть у всех представителей поколения зуммеров. Такие платформы — неотъемлемые составляющие общения центениалов. Именно в соцсетях они активно используют в коммуникации «гипер-язык» — общение при помощи мемов, стикеров и эмоджи. Эти символы вполне способны заменить обычные текстовые сообщения.
Открытость в общении и легкость восприятия мира тоже можно назвать одними из ДНК культуры зуммеров, особенно в Украине, ведь они выросли в более свободном мире, чем их предшественники. В ленте Наримана Алиева «Домой» крымский татарин Мустафа приезжает забрать тело сына, погибшего в результате войны на востоке Украины, чтобы похоронить его по мусульманским традициям в оккупированном Крыму. Помогает ему в этом его младший сын, студент одного из киевских университетов Алим.
На протяжении всего фильма они везут тело погибшего солдата из Киева домой, в Крым. Именно в этой дороге зрители замечают сумасшедшую пропасть межу отцом и сыном, которую вполне можно сравнить с пропастью между двумя поколениями. Мустафа имеет совсем другое воспитание. Он, как и многие другие крымские татары старшего поколения, вырос в советском Узбекистане, куда его семью депортировали из Крыма в 1944 году. Он не владеет украинским языком, а все проблемы привык решать с помощью взяток и грубой силы. В то время как Алим запросто находит общий язык с людьми, которые встречаются на их пути.
Современные украинские режиссеры документируют в своих фильмах нашу действительность, отображая особенности молодых украинцев, их ценности и проблемы в художественной форме. Это делает кино не только поводом для хорошего времяпрепровождения, но и инструментом для изучения нового поколения. А зуммерам, в свою очередь, поможет лучше понять самих себя и своих сверстников.