«Я была близка к смерти»: Марина Абрамович о болезни, которая едва не унесла жизнь
Откровенное интервью
Марина Абрамович — одна из самых известных и влиятельных женщин в мире современного искусства. Она занимается творчеством и создает перформансы уже более 50 лет, исследуя отношения между художником и аудиторией, границы тела и возможности ума.
Накануне 76-летняя перформерша появилась на обложке издания AnOther. В откровенном разговоре с критиком и историком искусства Гансом Ульрихом Обристом художница рассказала об операции, из-за которой она оказалась на грани жизни и смерти, свои оперные проекты и тему потустороннего мира в искусстве.
Абрамович вспоминает, как в 2020 году на сцене Баварской оперы она вместе с другими художниками поставила оперу-перформанс «Семь смертей Марии Каллас», в 2021 году ее показали в Парижской опере. Легендарная певица Мария Каллас была личным кумиром Абрамович.
«Если бы десять лет назад кто-то сказал мне, что я буду играть в опере, я бы подумала: «Ты сумасшедший». Но потом я подумала: а почему бы и нет? Давайте возьмем и обновим старое представление об опере, создадим мир, являющийся проекцией, где есть игра, свет, перформанс, настоящая музыка. Но сосредоточимся только на смерти, на реальном исходе оперы. Вы сидите в каждом оперном театре и ждете, пока кто-то не умрет, а потом происходит это грандиозное действо. Так почему бы нам просто не взять финал и не растянуть его до конца?
Художница отметила, что хотела привлечь «супермолодых людей, которые никогда не пойдут в оперу», и ей это удалось — многие из ее зрителей никогда раньше не посещали оперу.
«Я помню лучший для меня комплимент: какие-то старушки поднимались по лестнице в Опере Гарнье в Париже и, глядя друг на друга, говорили: «Это не классика». Я сказала: «Боже мой, это самый лучший комплимент, который я могу заслужить».
Абрамович поделилась, как она дошла до темы смерти в опере. По ее словам, когда зрители видят по телевизору умирающих людей, «всегда появляется одно и то же чувство беспокойства».
«Ты сразу отключаешься и делаешь что-нибудь другое. Если вы смотрите оперу, фильм или какую-нибудь старую театральную постановку, где люди умирают очень эстетично и трогательно, вы идентифицируете себя с персонажем, плачете и всегда смотрите эту часть до конца».
Эти идеи получили реализацию через несколько лет, когда Абрамович получила от директора Баварской государственной оперы предложение поставить спектакль по сказке Шарля Перро «Синяя борода». Работать с этим сюжетом художница отказалась и предложила свой «Семь смертей Марии Каллас».
По замыслу Абрамович, «семь смертей» превратились в семь театральных сцен смерти, ключевых моментов из разных опер, ставших знаковыми в сценической биографии Марии Каллас.
Также Абрамович описала собственный опыт на грани смерти. Художницы в этом году сделали операцию на мениске, и через несколько дней она потеряла сознание и не могла дышать. Ее отвезли в больницу, где был поставлен диагноз «эмболия легких». В больнице она провела почти два месяца и перенесла три операции, внутреннее кровотечение и большую потерю крови.
«Большинство времени я была без сознания, под влиянием опиатов — я была здесь и там. Этот опыт поразил все мое существование. Я не могла поверить, что была так близка к смерти».
По ее словам, она часто заигрывала с темой смерти, ставила спектакли и даже изображала собственные похороны, и Вселенная будто бы сказала ей: «Ты действительно хочешь умереть? Посмотрим, что из этого выйдет».
«Теперь я сосредоточена на том, чтобы жить. Я не хочу делать ничего даже близкого к мысли о смерти. Теперь я чувствую, что мне предоставлена совершенно новая жизнь. Мне дан шанс», — сказала она.
Атмосферные снимки к глубокому интервью Абрамович сделал лондонский фэшн-фотограф Джордан Хемингуэй. Перформерша примерила образы от Prada, Valentino, Maison Мargiela, Rick Owens и других дизайнеров.
Напомним, один из самых известных перформансов Абрамович назывался Rhythm 0 и был организован в 1974 году в Неаполе.
В одном из залов галереи Морра художница выложила на столе 72 предмета, некоторые из которых были смертельно опасны: розу, виноград, нож, кнут и даже заряженный пистолет, а посетителям разрешалось использовать любой из них, чтобы прикоснуться к телу художницы или даже сделать ей больно.
Марина подписала документ, отводящий себе в акции «пассивную» роль, всю ответственность за свое тело и его состояние возлагает исключительно на себя — и на шесть часов отдала себя в руки зрителей. Сначала они были очень осторожны и деликатны, но через пару часов толпа «решилась», а потом, почувствовав свою безнаказанность, и вовсе — озверела.
Любопытство сменилось агрессией. С Абрамович срезали одежду, царапали шипами и кололи ножом обнаженное тело, один из посетителей вставил девушке в руку заряженный пистолет и направил ей в шею. Акция продемонстрировала настоящую природу людей, способных в считанные минуты забыть о морали, человечности и цивилизованности.
Фото: AnOther