Как БДСМ-эстетика стала любимым фетишем модной индустрии
Трансформация нравов
Рианна представляет песню «S&M» о садомазохизме, Эрика Леонард Джеймс выпускает роман «Пятьдесят оттенков серого», который становится бестселлером, а Ким Кардашьян производит фурор на Met Gala 2021, появившись в черном облегающем костюме с балаклавой от Balenciaga, — БДСМ стал частью современной поп-культуры. Хотя еще 50 лет назад это направление развивалось только в рамках своей субкультуры.
В популяризации элементов БДСМ мода сыграла одну из ключевых ролей. Секс-фетиш и вовсе стал чуть ли не главным творческим направлением в индустрии. Рассказываем, как именно это произошло.
Некоторые историки считают, что предпосылки к появлению течения сексуального фетишизма появились в конце XIX века в Европе, где на тот момент активно развивалась деятельность домов терпимости. Клиентов в таких закрытых клубах соблазняли с помощью корсетов, кружева и чулков. Но массово за стены борделей подобные наряды еще не выходили.
Натива Ришард и ее муж решили изменить положение дел в 1914 году, за несколько недель до начала Первой мировой войны. Они открыли бренд женского нижнего белья Yva Richard в Париже. Несмотря на нелегкую политическую ситуацию, к 1920-м годам супругам удалось развить бизнес до международного уровня. Их модели были довольно провокационными и авангардными, а одним из самых знаковых костюмов Yva Richard стал комплект белья, состоящий из головного убора с перьями, стального бра-конуса и «пояса верности».
Yva Richard
Бизнес семейства Ришард, кстати, вдохновил парижского портного Леона Видаля открыть собственный магазин откровенного белья Diana Slip. Он стал главным конкурентом Yva Richard.
Diana Slip, 1933 год
Но настоящий подъем секс-фетишизма произошел в 1950-х годах в США. Пока в Европе после Второй мировой войны страсть к свободе выражалось через стиль new look Кристиана Диора, в Америке открывались первые «кожаные» гей-клубы и на волне активного развития фотоискусства появлялись специализированные издания, посвященные БДСМ-моде. Среди последних, например, журналы Bizarre и Skin Two.
В моду БДСМ окончательно и бесповоротно проник в 1960-х — 1970-х годах благодаря расцвету рок-музыки. В 70-х британский дизайнер Вивьен Вествуд открывает в Лондоне магазин одежды, вдохновленной байкерами и проституцией, который в конечном итоге сал известен под названием Sex. Тогда же она становится стилисткой группы Sex Pistols. Одним из особенностей образа ее участников были кожаные куртки-косухи с шипами, которые они часто надевали на голое те ло.
Главным олицетворением модного фетишизма все-таки становится французский дизайнер Тьерри Мюглер. Его виденье БДСМ-культуры было более феминным, чем, например, у Вествуд. Он представлял женщин максимально сексуальными, сильными, доминирующими над мужчинами и абсолютно недостижимыми в реальности. В своей коллекции сезона весна-лето 1992, которая во многом сформировала фетиш моду, Мюглер показал обтягивающие латексные брюки, перчатки с ремнями, строгие жакеты с открытой грудью, платья с многочисленными вырезами и чокеры.
Вслед за Тьерри Мюглером, свою фетиш-коллекцию представил Джанни Версаче. Его линейка осеннего сезона 1992-го отображала табуированные сексуальные фантазии и имела основные предметы «гламурного» БДСМ: кожу, ремни, сетки и металлический декор, появившиеся на элегантных нарядах.
К слову, в 1990-х элементы сексуальности и БДСМ превратились в настоящий тренд. Вполне возможно, причиной этому стала эпидемия СПИДа, начавшаяся в 1980-х. Тогда секс был опасным и поэтому стал своеобразным запретным плодом, который вызывал у людей еще больший интерес.
Одной из причин популярности БДСМ-эстетики также можно считать провокационный стиль певицы Мадонны. Сексуальный фетишизм в моде мог бы так и не выйти за рамки отдельной субкультуры, если бы в 1990-м году она не решила отправиться в тур Blond Ambition, прихватив с собой корсет с бра-конусом от Жана-Поля Готье, еще одного дизайнера, делавшего ставку на вызывающую сексуальность. Именно она превратила фетишизм в мейнстрим, кардинально изменила понятие «нормального» и отношение людей к дерзкой сексуальности в одежде.
Этот образ Мадонна развивает и по сей день. Посмотреть хотя бы на ее кампании в поддержку последнего альбома Madame X (2019), в которых певица с ног до головы одета в кожу, кружево и цепи.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Читать также
Мадонна
Среди других знаменитостей фетишистскому течению также поддались Бритни Спирс, Леди Гага, Рианна, Дуа Липа и Ким Кардашьян. Таким образом, звезды стали проводниками БДСМ-стиля от модных дизайнеров к массам. Самый яркий пример их влияния — Тимоти Шаламе, который в 2019 году появился на церемонии вручения премии «Золотой глобус» в жилете-сбруе от Louis Vuitton. Этот неформальный элемент одежды стал трендом того года.
Тимоти Шаламе в жилете-сбруе Louis Vuitton
Сегодня фетиш мода — не только абсолютно привычное явление, но и один из любимейших способов самовыражения для дизайнеров. Визуальные коды БДСМ можно встретить во многих коллекциях последних лет. А главными представителями этого направления являются бренды Mugler (но уже под руководством Кейси Кэдуолладера), Gucci, в линейках которого регулярно встречаются латексные маски, шипы и ошейники, а также Alexander McQueen и Balmain.
Mugler осень-зима 2021/2022