«Искусство говорит не словами»: Жанна Кадырова о проекте «Паляниця», участии в Венецианской биеннале и жизни в селе
Сложно представить современное украинское арт-пространство без Жанны Кадыровой. Да и мировое тоже – она является одной из самых известных художниц-скульпторов на международной арене. Своими хрупкими руками Жанна создает мощные работы из совсем «неженских» материалов – бетона, асфальта, кафеля… Это одна из особенностей ее уникального авторского стиля.
Последние несколько лет Жанна Кадырова входила в топ-100 самых успешных украинок по версии журнала «Новое время». А ее работы удостаивались профессиональных наград на самых именитых выставках мира, количество которых уже превысило две сотни. Обладательница престижной премии Казимира Малевича, главной премии PinchukArtCentre, главного приза за лучший сольный проект арт-ярмарки PULSE Miami Beach – ее достижения можно перечислять долго. Также в 2019 году Жанна Кадырова стала первой украинской художницей, принявшей участие в основном проекте Венецианской биеннале. При этом в каждой своей работе она высказывается на злобу дня.
Вскоре после начала военных действий в Украине, в марте 2022 года, Кадырова создала проект «Паляниця», который сейчас «колесит» по всему миру, рассказывая о войне. В рамках темы нашей весенней диджитал-обложки, посвященной тяжелой украинской весне и немалой роли искусства в нашей победе, – мы пообщались с художницей сразу по ее возвращению из Венеции.
Как Жанна Кадырова смогла попасть на 59-ю Венецианскую биеннале, сколько средств ей удалось собрать в помощь Украине, где и в каких условиях она сейчас живет и как поменялся ее авторский стиль во время войны – читайте в нашем интервью.
О проекте «Паляниця»
На вторую неделю войны мы вместе с моей семьей и моим партнером Денисом Рубаном уехали из Киева. Я бросила свой дом и студию и переехала в деревню в 30 километрах от венгерской границы – Берёзово, в Закарпатской области. Создание проекта «Паляниця» связано непосредственно с этой местностью. Здесь протекают горные реки, которые отшлифовывают камень. Мы с Денисом ходили и просто собирали эти камни, по форме напоминающие хлеб, а потом нарезали их. Так обычные камни превратились в арт-объекты. Почему «Паляниця»? Да все просто: паляниця для украинцев – это прежде всего символ. Это слово-код, слово-пароль, которое активно использовалось, поскольку русские не могли правильно его произнести.
Как только моя семья оказалась в безопасности, появилось чувство, что нужно работать и помогать Украине. Задача была придумать что-то, что можно создать с помощью примитивных средств, без профессиональных инструментов и технологий. Я создавала эти работы с посылом рассказать всему миру о событиях в Украине. К тому же, задумка этого проекта имела и другую цель – продавать каменные «паляниці», тем самым выручая средства в помощь Украине. Прошло уже шесть выставок, на которых был представлен этот проект.
Паляниця для украинцев – это прежде всего символ. Это слово-код, слово-пароль, которое активно использовалось, поскольку русские не могли его правильно произнести.
Премьера проекта «Паляниця» состоялась 26 марта в селе Берёзово, в доме, в котором мы здесь живем. Именно в нем началась история «Паляниці», поэтому мне было важно изначально сделать выставку здесь. Местные меня приютили, дали возможность работать, безопасно жить, и мне захотелось их за это отблагодарить. Впервые в селе Берёзово мы презентовали для жителей экспозицию современного искусства. На следующий день мы поместили каменные арт-объекты в коробки и отправили их на выставки в Румынию, Японию, Италию.
Также 16 апреля в нашем сельском доме мы представили проект «Увага», который также, как и «Паляниця», коррелирует с военной ситуацией в нашей стране. Этот проект объединил работы шести участников разных поколений: 11-летней Ангелины и 9-летней Насти из Берёзово, 7-летнего Тимы из Ирпеня, 64-летнего священника Василия, 90-летней бабушки Алёнки и 40-летней меня. (улыбается) На открытии этой выставки состоялась премьера рабочей версии фильма «Паляниця», который после был показан в Венеции. Только представьте: бабушка Алёнка впервые в жизни побывала в кинотеатре!
На всех выставках проекта «Паляниця» сейчас во всем мире в дополнение к каменным арт-объектам демонстрируют короткометражный фильм Ивана Сауткина. Это видео – о нас, о моей новой семье и друзьях. О том, как мы с Денисом собирали камни, вытаскивали их на гору, распиливали их… Через призму реально существующего человека до зрителей доносится правда о событиях в Украине. Они понимают, что перед ними – лишь единичный пример из миллионов других людей, которые бросили свои дома, потеряли все. Перед ними – неизвестность… Мне кажется, этот дополнительный месседж очень доходчиво, без лишних слов объясняет суть концепции «Паляниці».
Об участии в 59-й Венецианской биеннале
Изначально в рамках 59-й Венецианской биеннале моя выставка запланирована не была. Но после того, как я продемонстрировала «Паляницю» в закарпатском селе, я все время была на связи с итальянской галереей Galleria Continua, с которой я работаю уже на протяжении 9 лет. По моей просьбе они даже организовали доставку раций из Италии в Украину, мы передали их бойцам на передовую.
Это звучало, как нечто невозможное – очень сложно что-либо организовать на Венецианской биеннале за три недели!
В ходе нашего разговора мы подумали, что было бы неплохо показать этот проект в Венеции. Это звучало, как нечто невозможное – очень сложно что-либо организовать на Венецианской биеннале за три недели! Galleria Continua взяла на себя все заботы и траты: аренду пространства, мой приезд и проживание в отеле, работу персонала на выставке и многое другое. На второй день экспозиции все работы были проданы.
Обычно я работаю с Galleria Continua 50 на 50, но во время презентации проекта «Паляниця» галерея отказалась от своей половины заработанных средств. Все деньги были направлены в помощь Украине во время войны. Меня полностью поддержала итальянская галерея, абсолютно безвозмездно. Люди потратили свой ресурс на то, чтобы сделать этот проект видимым и возможным, не имея для себя никакой выгоды. Это очень важный жест солидарности и я им очень благодарна! Выставка продлится до 30 июня, так что приходите на набережную Riva San Biasio!
Также в Венеции был представлен наш совместный проект с Машей Шубиной – Lost&Found/Silent_Sky. Маша показала свою новую серию – старинные салфетки, тарелки и рушники, на которых была дорисована военная техника. А я – каменные бургеры и хот-доги, все так же из найденного речного камня. Эти арт-объекты как отсылка к благам цивилизации, которые далеки от села Берёзово, в котором я сейчас проживаю.
Проект Lost&Found/Silent_Sky – полная инициатива Маши Шубиной и Ильи Чичкана. В Венеции во время биеннале они уже четвертый раз организовывают выставки типа «квартирников». В этот раз выставочным пространством была арка, выходящая на канал, возле ресторана Ai Mercanti. Хозяйка этого заведения, бывшая киевлянка Анна Синева, договорилась с соседями о проведении события, ну а на самой выставке – угощала всех гостей. Я очень люблю участвовать в подобных неофициальных проектах. На данный момент нужно работать на всех уровнях по максимуму – лишь бы была возможность говорить о том, что сейчас происходит в Украине!
Об участии в Японской триеннале
Организаторы триеннале современного искусства в Японии сами написали мне в Facebook. Увидев фото экспозиции «Паляниця», они предложили показать проект у себя. Изначально я думала, что не успею доставить им арт-объекты до открытия. Так как триеннале длится полгода, мы решили, что не проблема открыть мою выставку в июне. Но в итоге сложилось все так, что каменные «паляниці» и серия графики с портретами жителей Берёзово успели прибыть в японский городок Токамати до начала фестиваля.
Тут опять же моим «спасителем» стала итальянская галерея, которая оперативно отправила арт-объекты из Италии в Японию. Теперь моя выставка будет длится полгода в рамках фестиваля Echigo-Tsumari Art Triennale. Каждый сезон это событие посещает более полумиллиона человек!
О персональной выставке в Германии
28 апреля в KÖNIG GALERIE в Берлине стартовала моя персональная выставка, дата которой была запланирована еще осенью прошлого года. По довоенному плану 27 февраля я должна была уезжать на резиденцию во Францию. Там в течение месяца мне предстояло работать над парковым проектом, а заодно – завершать арт-объекты для выставки в Берлине. Конечно же, я не уехала, и работы для персональной выставки закончить не смогла. Планировала ее отменять, но потом подумала, что не стоит. Ведь сейчас к Украине приковано внимание всего мира, нужно на весь этот мир говорить о войне в нашей стране.
Мне было не интересно развивать какие-то старые, довоенные идеи, с которыми у меня нет эмоциональной связи. Я предложила немецкой галерее проект «Паляниця», поскольку он актуален на данный момент – как для меня, так и для всех украинцев. К счастью, галерея оказалась очень открыта и поддержала мое предложение. Я им очень благодарна за смелость и гибкость. Выставка прошла успешно, было продано много работ!
Сейчас к Украине приковано внимание всего мира, и нужно на весь этот мир говорить о войне в нашей стране.
Кроме «паляниць» экспонировались каменные «бургеры». Я положила их на рушники, следуя украинской традиции встречать с хлебом-солью, только тут вместо хлеба были бургеры. Эти старинные рушники мне помог отыскать мой друг, искусствовед Леонид Марущак.
Помимо скульптур из речного камня, немецкой публике была представлена графика, сделанная в Берёзово и по дороге из Венеции в Берлин. А также работы 90-летней бабушки Алёнки и ее 11-летней правнучки Ангелины из семьи, которая приютила нас в селе, в доме, в котором мы сейчас живем.
О финансовой помощи Украине во время войны
Помимо мероприятий, о которых я говорила выше, еще одна «паляниця» была представлена на групповой выставке украинских художников State of emergence в Бухаресте, проект курировала Леся Кульчинская. Событие было организовано по приглашению Бухарестской галереи.
Все подобные активности позволили собрать порядка 70 000 евро!
Могу сказать, что и это еще не все. Были еще заказы «паляниць» от частных коллекционеров, друзей – все они были готовы покупать эти работы в поддержку Украине. Все подобные активности , помимо персональной выставки в Берлине, позволили собрать порядка 70 000 евро!
Об отношении мирового арт-сообщества к войне в Украине
Вы понимаете, это очень неоднородное общество. Есть люди, которые плохо понимают, что происходит в Украине, и это ранит. Есть те, которые очень сочувствуют и хотят поддержать, – от этого тоже не легче. Поездка на Венецианскую биеннале была для меня самой сложной поездкой в жизни. Мне было очень тяжело психологически приехать в нормальный мир после двух месяцев войны…
Я ехала на Венецианскую биеннале для того, чтобы распространить информацию о событиях в Украине из первых уст. Очень важно, что искусство говорит не словами. Искусство говорит на другом уровне. Сейчас оно говорит о том, что мы не просто пострадавшие… Оно доносит мысль, что мы – полноценная страна, которая имеет свои культурные достижения. У нас есть свои художники, свои традиции. Хлеб на вышитом рушнике – это определенно традиционная вещь. Показав ее через призму современного искусства, мы показываем глубину нашей истории в целом.
Очень важно, что искусство говорит не словами. Искусство говорит на другом уровне.
Из Венеции я сразу полетела в Берлин. Там тоже, как и в Венеции, за неделю пребывания я повстречала очень много украинцев. Мне было психологически сложно. Были такие эмоции, с которыми очень сложно было совладать. Я не знала, что делать. Когда приехала обратно в Берёзово, нужна была неделя на то, чтобы хоть чуть-чуть отойти, вернутся в нормальное настроение и состояние…
О жизни в селе
Мы потратили пять дней на поиск этой хаты, в тот момент все нормальное жильё было снято. Когда заехали в дом, у нас не было электричества – купили 150-метровый кабель и провели его с нуля… Какое-то время отапливали дом дровами. Решили, что потерпим – не в подвалах же в Мариуполе живем. Меня не смущали бытовые неудобства, ведь в приоритете было место с возможностью работать.
У нас в доме до сих пор нет воды, мы носим ее из колодца. Мыться ходим в соседний хозяйский дом. Надеемся, скоро будет вода, сейчас работаем над этим вопросом вместе с местными.
О смене авторского стиля под влиянием войны
Если ранее в творчестве между мной и моими работами присутствовала некая дистанция, то в проекте «Паляниця» она нивелировалась. Эта экспозиция не возникла бы, если бы я поехала прятаться от войны во Францию или в Египет. Она возникла, потому что я оказалась здесь, на Закарпатье. У меня было принципиальное решение остаться в эти тяжелые дни войны на Родине, хотела наблюдать все происходящее изнутри. Это очень личный проект, это часть моей биографии. Он о том, как художница, у которой студия в центре Киева и дом на левом берегу столицы, все это оставила и уехала. Он о том, как моя мама уехала в Германию и впервые попала в Евросоюз в возрасте 75 лет. Именно благодаря автобиографичности этот проект трогает многих людей…
Я не рисовала целых пятнадцать лет, потому что не хватало времени, а тут – начала рисовать целые графические серии, портреты местных людей, этюды…
В селе я начала рисовать с натуры. Вот только представьте, я не рисовала целых пятнадцать лет, потому что не хватало времени, а тут – начала рисовать целые графические серии, портреты местных людей, этюды…
Я также рисую спокойные пейзажи, а на них – надпись про «повітряну тривогу». Это то, что мы слышим практически каждый день, несмотря на то, что военные действия территориально далеко.
Сейчас начинаю новую серию работ с вышивками. Здесь, в селе, у меня уже образовалась коллаборация с бабушкой Алёнкой. Бабуля предоставила мне свои старые вышивки, а я их немного дополнила текстом. Прототип из новой серии уже уехал на экспозицию в Берлин. Эти работы будут выставлены на моей персональной выставке в KÖNIG GALERIE до 20 мая.
О ближайших творческих планах
В июне у меня запланированы персональные выставки во Франции и Норвегии. В Париже, в галерее Continua, будет представлен исключительно проект «Паляниця». В норвежском Ставангере, в Музее современного искусства, – и «Паляниця», и более давние работы. Скорее всего, это будет проект «Секонд-хенд» и вышитые работы из нового проекта.
Также я являюсь частью резиденции «Рабочая комната», организованной для художников, временно перемещенных из зон боевых действий, на базе галереи «Ассортиментная комната» в Ивано-Франковске. В наших планах – презентация наработок резидентов на выставках в Ивано-Франковске, Вене, Берлине, Эссене и, возможно, Киеве.