4 сатирических фильма о современном искусстве
Главные проблемы арт-индустрии
Мнения о современном искусстве довольно противоречивы. Сегодня люди разделились на два лагеря. Одни стараются понять его, говоря о важности поднимаемых художниками тем, среди которых — проблемы экологии, феминизма и бедности, а другие считают, что современные арт-объекты не имеют никакой ценности. Как бы там ни было, контемпорари-арт уже давно превратился в многомиллионный бизнес. И он мало чем отличается от любого другого. Здесь тоже существуют свои тренды, махинации и ключи к достижению успеха – именно об этом фильмы из нашей подборки. Их режиссеры решили посмеяться над парадоксальностью современной арт-среды, рассказав о галеристах, арт-дилерах и авторах в сатирической манере.
«Квадрат», 2017
Режиссер: Рубен Эстлунд
Шведский фильм, получивший «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале, балансирует между социальной драмой и сатирой на мир современного искусства.
С одной стороны, режиссер Рубен Эстлунд высмеивает скучные выставки, нелепые перформансы, а также работу и пресс-релизы пиарщиков, которые пытаются громко подать никому не интересные арт-объекты. Например, на одном из мероприятий галереи X-Royal у гостей больший энтузиазм вызывают закуски и алкоголь, чем сама презентация. А к центральной инсталляции фильма The Square, фрагмента площади, помещенного в выставочное пространство, которая отсылает к идее равенства и справедливости, пиарщики пытаются привлечь внимание, добавив «остроты». Они создают бессмысленный рекламный ролик, в котором бездомная девочка-блондинка заходит в квадрат, а затем взрывается там.
С другой — в картине показаны современные проблемы. Среди них — классовое расслоение общества и «секс-война» между мужчинами и женщинами. Последняя ярко видна во фрагменте, где главный герой, зажиточный интеллектуал и куратор той самой галереи X-Royal, Кристиан, после секса с журналисткой Энн не отдает ей использованный презерватив, считая, что она может применить его для того, чтобы забеременеть.
«Шедевр», 2018
Режиссер: Гастон Дюпра
Главные герои этой аргентинской комедии о мире искусства – уставший и ленивый художник-отшельник Ренцо с характерным комплексом творца, картины которого совсем не продаются последние 10 лет, и арт-дилер Артуро. Они находятся в постоянном конфликте на протяжении практически всего фильма. А главная причина их разногласий — деньги.
Артуро изо всех сил пытается заработать на творчестве старика Ренцо. Для этого ему приходится самому рисовать эскиз картины для заказчика, выдавая его за зарисовку художника. Ренцо же в ответ проявляет свой нелегкий характер. Он устраивает стрельбу в галерее, пугая потенциальную клиентку, а презентацию картины для заказчика, которого находит дилер, превращает в посмешище.
В итоге партнеры и давние друзья все-таки достигают консенсуса, что и становится основным посылом «Шедевра». Режиссер ленты Гастон Дюпра показывает, что понятия успеха и таланта в арт-мире очень расплывчаты и непостоянны, а спрос на работы того или иного художника порой создается искусственно. Главный вопрос фильма: действительно ли нужно умереть, чтобы стать знаменитым?
«Бархатная бензопила», 2019
Режиссер: Дэн Гилрой
Фильм однозначно подойдет тем, кто любит хорроры, но в то же время предпочитает получать от кино эстетическое удовольствие.
Ассистентка куратора одной из лос-анжелесских галерей Джозефина, мечтающая построить успешную карьеру в арт-бизнесе, находит собрание картин в квартире своего скончавшегося соседа. Она показывает их своему любовнику и критику Морфу, который остается от них в восторге. А когда о картинах узнает ее начальница Родора, они заключают сделку и начинают продавать эти работы, довольно быстро богатея. Единственная проблема — проклятие картин. При их создании художник использовал собственную кровь в качестве краски. Теперь все те, кто наживался на них, начинают один за другим умирать при загадочных, но довольно красивых, обстоятельствах.
В этой довольно жесткой сатире режиссер Дэн Гилрой делает акцент на жадности, которая присуща сегодняшней арт-индустрии. В фильме показана обратная сторона этого, на первый взгляд, идеального мира. Здесь и галеристы, сражающиеся за работы художников, и арт-консультанты, сотрудничающие с арт-дилерами и рекомендующие своим клиентам приобретать картины, которые им выгодно.
«Человек, который продал свою кожу», 2020
Режиссерка: Каутер Бен Ханья
Самый свежий фильм подборки, премьера которого в украинских кинотеатрах состоялась в середине октября. Это микс драмы, комедии, романтики, сатиры и черного юмора. В картине тунисская режиссерка Каутер Бен Ханья демонстрирует парадоксальность не только искусства, но и нашего мира в целом, где предметы и вещи ценятся гораздо больше, чем человек, а свобода — лишь иллюзия.
Сирийскому беженцу Сэму приходится работать на низкооплачиваемой работе в Ливане и ходить на художественные выставки, чтобы поесть там закусок, ведь у него не хватает денег даже на еду. Но после того, как он встречает бельгийского художника Джеффри, который набивает ему на спине татуировку в виде Шенгенской визы, он становится арт-объектом и начинает жить в 5-звездочном отеле в Брюсселе, а также получать большие гонорары, не прикладывая особых усилий.
«Человек, который продал свою кожу» — это провокационный и современный взгляд на фаустовскую сделку. Она, кстати, была заключена не только в этой ленте, но и в реальной жизни. Фильм вдохновлен историей бывшего менеджера тату-салона Тима Шнайдера. В начале 2000-х нео-концептуальный художник Вим Дельвуа сделал ему на спине татуировку в виде Девы Марии в мексиканском стиле, а затем начал «выставлять» парня в галереях по всему миру. В 2008 году работа, которая называется «Тим», была продана немецкому коллекционеру Рику Рейнкингу за €150 тысяч. Когда Шнайдер умрет, с его спины снимут кожу и отдадут Рейнкингу в качестве арт-объекта.