Что такое NFT и как на нем заработать: мнением делятся арт-дилеры, коллекционеры и художники
В последние несколько месяцев цифровое искусство основательно «захватило» реальный мир. Рынок NFT (аббревиатура расшифровывается как «non-fungible token» – невзаимозаменямый токен) обсуждают не только заядлые коллекционеры и скрупулезные коллекционеры, но и масса людей, не связанных со сферой искусства.
Что же такое NFT? По сути, это аналог ценных бумаг, но только в цифровом мире. Покупка подобных активов позволяет получить право собственности на владение цифровым объектом в интернете. Это могут быть гифки, картины, фотографии, аудио и так далее. Стоимость подобных файлов может колеблется от пары долларов до десятков миллионов.
Крипто-арт манит к себе абсолютно всех: от ценителей искусства до представителей шоу-бизнеса. Так, музыкант The Weeknd продал на NFT-аукционе свой неизданный трек за $2 млн, а теперь уже бывшая девушка Илона Маска, певица Граймс, продала четыре рисунка, которые создала в соавторстве со своим братом, за $5,8 млн.
Какое будущее у цифрового арт-рынка в Украине и в мире? Стоит ли инвестировать в NFT-картины? Какие преимущества и недостатки у цифровых картин в сравнении с картинами реальными? Эксклюзивно для INSIDER.UA на вопросы отвечают арт-дилер Игорь Абрамович, основатель фестиваля Kyiv Art Week Евгений Березницкий, художница Лана Кауфман и арт-хантер Henry Mova.
Игорь Абрамович
арт-дилер, куратор, советник директора Института проблем современного искусства НАМУ, предоставляет консультации по вопросам украинского современного искусства и формирования художественных коллекций в Украине
Каково ваше мнение о цифровом искусстве, в частности об NFT-картинах, набирающих все большую популярность? На ваш взгляд, стоит ли инвестировать в NFT?
Рынок цифрового искусства, в том числе NFT, активно развивается. Например, определенный интерес составляет деятельность художника-самоучки Робби Баррета. Робби, в свои 17 лет, написал код, выложил его на GitHub, платформу совместного использования кода, а французский арт-коллектив OBVIOUS использовал его – при помощи искусственного интеллекта ребята создали нашумевшую работу «Портрет Эдмона де Белами», которую на Christie’s купили за 432 000 долларов. Одну из личных работ Робби «AI Nude Portrait #1» в этом году продали за 12 900 долларов при первоначальной оценке в 80 долларов.
Какие преимущества и недостатки у цифровых картин в сравнении с картинами реальными?
Ни один крупный проект в наше время не обходится без современных технологий. Тем не менее, существуют любители старых школ, безупречных техник и ручного мастерства. В мире становится все меньше художников, которые умеют или хотят работать с материалами, тогда как коллекционеры остаются и желают приобрести нечто весомое в буквальном смысле.
Какое будущее вы пророчите цифровому искусству – как в Украине, так и в мире?
Мировой арт-рынок перешел в онлайн. Это касается не только художников, но и всех деятелей искусства. Всем стоит пересмотреть свои диджитал-стратегии, обратить внимание на инструменты продаж, представляющих искусство, и способствовать внедрению технологий в бизнес. Чем больше тенденций мы учтем сейчас, тем легче потенциальному клиенту инвестировать в цифровое искусство, выставленное на продажу в режиме реального времени.
Всем стоит пересмотреть свои диджитал-стратегии, обратить внимание на инструменты продаж, представляющих искусство, и способствовать внедрению технологий в бизнес.
Онлайн-рынок искусства, возникший во время пандемии, конечно же, привлек к себе новых покупателей и коллекционеров, у которых в прошлом, возможно, не было уверенности (а чаще времени) для изучения мира искусства. Можно обратить внимание на молодых авторов, которые уже подтвердили свою значимость, которые успешно выставляются и продаются не только онлайн, но и офлайн.
Был ли у вас опыт работы с цифровым арт-рынком?
Художники, с которыми я работаю, активно изучают актуальные технологии и проявляют себя не только в новых медиа, но и на трендовых площадках.
NFT-работа Степана Рябченко «Стеклоцвет Великолепный» из серии «Виртуальный сад» была отобрана международным комитетом крупнейшего фестиваля искусства новых медиа ARS ELECTRONICA для участия в проекте A New Digital Deal. После она была выставлена на продажу на международном аукционе Foundation и приобретена коллекционером из Нью-Йорка.
Степан Рябченко, «Стеклоцвет Великолепный». Из серии «Виртуальный сад»,
HD видео, компьютерная анимация, музыка Сергея Рябченко, 2021
Скульптура Романа Минина «Свой-Чужой» была создана автором как монументальный диджитал-арт. Сейчас работа обрела материальное воплощение, но также используется в виртуальной и дополненной реальности платформой V-Art и приложением Simo Ar соответственно. Цена на первые экземпляры стартовала от 5000 тысяч гривен, а сейчас скульптуру можно приобрести за 25 000 грн.
Henry Mova
арт-хантер
Каково ваше мнение о цифровом искусстве, в частности об NFT-картинах, набирающих все большую популярность? На ваш взгляд, стоит ли инвестировать в NFT?
Я положительно отношусь к развитию инновационного искусства, так как сама являюсь его частью, посещаю главные события и онлайн-площадки. Особенно интересно наблюдать, как цифровое искусство набирает обороты, привлекая все большее количество игроков, в том числе профессионалов поп-арта и street art, ставших легендами индустрии. В этом году на рынке успешно закрепил свои позиции Дэмиен Херст со своей первой NFT-коллекцией «Валюта» (The Currency), уже распроданной на четверть (свыше 2500 из 10000) – на сумму более 69 млн долларов.
Не отстает и Урс Фишер, выпустивший серию цифровых скульптур Chaos, первый дроп которой в апреле принес 98 тысяч долларов. По сравнению с тендерами Хёрста – так художник называет одну и физическую, и цифровую единицу произведения, – работы Фишера имеют более явные и занимательные отличия. На данный момент из представленных 60 работ я отметила номер 37 (Nocturnal) и 41 (Divination).
Я мыслю широко и под искусством подразумеваю все, что стало результатом творческой деятельности и символического переосмысления реальности. И если действительность, оснащенная и преобразованная технологиями, меняется и переходит в цифровое пространство, культурная среда должна соответствовать этому этапу развития человечества.
Если ваш доход позволяет стать полноценным участником рынка, приобрести нужную криптовалюту и не бояться падений, то почему бы и нет.
Пока технологии не позволяют нам транслировать цифровую галерею NFT арт-объектов дома или в желаемом физическом пространстве, такие приобретения носят либо рискованный инвестиционный характер, либо только развлекательный. Что касается вложений, если ваш доход позволяет стать полноценным участником рынка, приобрести нужную криптовалюту и не бояться падений, то почему бы и нет. Пока я считаю этот процесс больше похожим на русскую рулетку. Конечно, в ближайшие годы ситуация изменится, благодаря крупным аукционным домам, активно занимающим нишу.
Какие преимущества и недостатки у цифровых картин в сравнении с картинами реальными?
Пока человек живет в реальном мире, с физическими потребностями, классические формы искусства будут преобладать и цениться. Цифровые объекты станут отличным дополнением и помогут развить AR инфраструктуру городов, музеев и галерей, офисных и домашних пространств. Нас ожидают потрясающие коллаборации и примеры интерактивной дополненной реальности.
Пока человек живет в реальном мире, с физическими потребностями, классические формы искусства будут преобладать и цениться.
У цифрового искусства есть один большой минус – нужен дополнительный инструмент. Любой гаджет, чтобы насладиться своим уникальным арт-объектом, копией которого можно легко восхищаться в интернет-сети бесплатно. Насколько NFT в MetaMask кошельке или любом другом будет радовать вас эстетически – уже другой вопрос, который решает сам покупатель. Душу коллекционера будет греть лишь право на продажу NFT-произведения. Плюс также – в инструменте, – имея доступ к вашей цифровой коллекции, вы можете воспользоваться и полюбоваться арт-объектом в любом месте.
На сегодняшний день известно о неоднократных мошеннических операциях на рынке NFT – есть ли смысл рисковать, или все же целесообразнее обращать свое внимание и инвестиции в сторону реальных арт-объектов?
Как бы я ни любила digital-направление в искусстве, финансовая сторона достаточно неоднозначна. Здесь можно стать как счастливчиком, так и не угадать с вложением. Мошенничества достаточно и на традиционном арт-рынке. Поэтому и правило работает одно и то же. Нравится произведение – приобретай, не нравится – не делай этого.
Какое будущее вы пророчите цифровому искусству – как в Украине, так и в мире?
Интересное и увлекательное. Все участники индустрии открыли для себя огромную площадку, наполненную возможностями, для коммуникации и установления правил взаимоотношений. Раньше digital art был достаточно сложным предметом правообладания и защиты прав. Сейчас же формируются новые правила, которые помогают и защищают стороны, и легко решать вопросы покупки-продажи. Перспектив много, и за этим очень интересно следить.
Был ли у вас опыт работы с цифровым арт-рынком?
Пока не было. Но я работаю над этим и присматриваюсь к digital-работам. Мой подход более осознанный. Так как я охочусь за уникальными решениями в арт-индустрии, цифровая охота еще более разнообразна, поэтому я все еще выбираю свою «добычу».
Евгений Березницкий
основатель фестиваля Kyiv Art Week, куратор, коллекционер
Каково ваше мнение о цифровом искусстве, в частности об NFT-картинах, набирающих все большую популярность? На ваш взгляд, стоит ли инвестировать в NFT?
Крипто-арт конечно следует называть искусством. Я с интересом наблюдаю происходящее и должен отметить, что процесс творения новой формы – это весьма увлекательно и вдохновляюще. Фактически, мы очевидцы процесса эволюции визуального искусства. И нам посчастливилось его наблюдать в концентрированном виде, в силу ускорившихся процессов обмена информацией в современном мире.
Какие преимущества и недостатки у цифровых картин в сравнении с картинами реальными? Не вытеснит ли со временем цифровой арт искусство реальное?
В истории человечества много раз говорено о «смерти искусства», но оно является неотъемлемой частью цивилизации и потому будет существовать, пока существует память человеческая. Вытеснение цифрой «реального» искусства возможно только в одном случае: изменение формы самого существования людей, то есть если само человечество перейдет в виртуальность.
В истории человечества много раз говорено о «смерти искусства», но оно является неотъемлемой частью цивилизации и потому будет существовать, пока существует память человеческая.
Крипто-арт имеет ряд достоинств, таких как технологичность, мобильность, публичная фиксация легитимности владения. Но, впрочем, также крипто-арт не лишен недостатков – ограниченность способов доступа, сложность процедуры «выпуска» и процедуры приобретения. Как достоинства, так и недостатки опосредованы необходимостью наличия дополнительных устройств и процессов, что делает крипто-арт все еще нишевым феноменом.
На сегодняшний день известно о неоднократных мошеннических операциях на рынке NFT – есть ли смысл рисковать, или все же целесообразнее обращать свое внимание и инвестиции в сторону реальных арт-объектов?
Рынок конвенционального искусства – назовем его оффлайн, – также не лишен практики всяческих злоупотреблений и обманов. Поэтому нельзя сказать, что ситуация с безопасностью инвестиций в крипто-арте более рисковая.
Следует отметить, что последовательные и активные коллекционеры в настоящее время диверсифицировали свои подходы к формированию собраний и приобретают NFT известных авторов. На мой взгляд, шарма крипто-арту добавляет его некоторая авантюрность и спекулятивность – надо ведь помнить, что цена произведения в фиатных валютах коррелируется в зависимости от волатильности курса крипты.
Какое будущее вы пророчите цифровому искусству – как в Украине, так и в мире?
Я вижу, что будущее крипто-арта будет мало отличаться от модели институализации новых течений в традиционном (оффлайновом) визуальном искусстве. NFT будет легитимизоваться через профессиональную экспертизу и включение в музейные и крупные частные коллекции. Появится специализированная критика и практика курирования контента. В свою очередь, существующая анархия и всеядность маргинализируется и отойдет на задний план.
Был ли у вас опыт работы с цифровым арт-рынком?
Я активно наблюдаю за процессами формирования крипто-арт среды в Украине и поддерживаю эти усилия. Мои личные планы включают трансформацию онлайн-сектора арт-ярмарки в рамках фестиваля Kyiv Art Week, в платформу, которая будет реализовывать NFT.
Лана Кауфман
художница
Каково ваше мнение о цифровом искусстве, в частности об NFT-картинах, набирающих все большую популярность? На ваш взгляд, стоит ли инвестировать в NFT?
Пандемия — очевидный фактор, который на нас всех повлиял. В искусстве — стало намного больше экспериментов, смелости, свободы! Это значительно меняет язык идей и развивает искусство. На наших глазах случилась очередная революция, появился новый жанр, которой имеет громадный творческий потенциал.
По сути, NFT является аналогом ценных бумаг. Мир NFT — это достаточно широкое понятие, в которое входит не только искусство, но и, например, гифки, фотографии, спортивные коллекционные карточки с игровыми персонажами, песни, даже цифровые земельные участки, цифровая обувь от знаменитых брендов. Технология NFT позволяет каждому купить небольшую часть объекта.
NFT — это глобальный рынок и тренд, и особых отличий «работы» NFT-искусства в Украине от других стран мира я не вижу. Мы наблюдали взлет и спад, и вторую волну в мире, но уже более понятную как художникам, так и коллекционерам, поэтому увлечение NFT может продолжаться еще несколько лет, или, наоборот, прекратиться к концу этого года. Я считаю, что NFT все еще остается недооцененной технологией, если думать в разрезе долгосрочной эволюции Интернета.
Я считаю, что NFT все еще остается недооцененной технологией, если думать в разрезе долгосрочной эволюции Интернета.
Говоря об арт-составляющей в NFT-мире, внимание арт-сообщества привлекла продажа работы Beeple, после которой продвинутые художники со всего мира решили ворваться в NFT-пространство со своими арт-работами.
Стоит ли инвестировать в NFT? Для этого нужно хорошо знать мир NFT и понимать его лучшие проекты.
Сам вход в криптовалюты для продвинутого пользователя прост: от момента открытия кошелька, покупки эфира, и до знаний площадок и кибербезопасности. Загрузить свою картинку на OpenSea и назвать ее искусством может абсолютно каждый у кого есть фотошоп, метамаск и немного эфира. В любом деле есть люди, которые глубоко разбираются в теме, а есть те, кто просто пользуется системой. Но в NFT все равно всем приходится разобраться, что такое блокчейн, хотя бы на элементарном уровне. А главное — ответить самому себе на вопрос «как может столько стоить картинка в интернете?». И если у крипто сообщества оба этих вопроса решены, то у традиционного коллекционера — нет. Поэтому ответ очевиден: в основном NFT коллекционируют люди из крипты — это их среда, их инструменты и их искусство.
Какие преимущества и недостатки у цифровых картин в сравнении с картинами реальными? Не вытеснит ли со временем цифровой арт искусство реальное?
Это разные миры — мир материальный и мир актива из пикселей. Это как мир Пикассо на холстах и мир космических инсталляций Олафура Элиассона. Цифровое искусство может вытеснить реальный мир при условии, что все люди будут жить в виртуальной реальности, но это уже «Матрица-4»! (смеется)
На сегодняшний день известно о неоднократных мошеннических операциях на рынке NFT – есть ли смысл рисковать, или все же целесообразнее обращать свое внимание и инвестиции в сторону реальных арт-объектов?
Я считаю, что любые, даже хорошо продуманные инвестиции, — это всегда риск.
Для нашей сферы главное — это возрастание ценности цифрового искусства и рост осознания себя художниками среди CG-artists. Сеть — ключевая технология, принесшая нам глобальные перемены, а перемены всегда дают искусству взрыв новых возможностей. Виртуальная реальность меняет наше восприятие настолько, что разница между реальным и виртуальным оказывается стерта. Мы можем выходить за рамки физических границ и создавать пространства, которые никогда не существовали.
Был ли у вас опыт работы с цифровым арт-рынком?
Во время появления NFT я занималась очень важным проектом в своей жизни — сотворением Льва Максимовича из материи и эфира (смеется — Лана Кауфман год назад родила сына). Изучаю этот рынок, который вдохновил меня на свой digital проект, который я планирую показать в мире NFT.
Я думаю, что много взрослых и детей давно прикоснулись с NFT-миром, даже не подозревая об этом. Например, мои дети, приобретая скины (ред. — в видеоиграх — внешний вид персонажей или других предметов) из игры Fortnite, коллекционируя наборы цифровых карт из NBA 2K, ещё не знают, что могут обменять их на платформе другим коллекционерам и пока без права продажи. Но, думаю, что очень скоро они это поймут!